Ред: обновлен 29.05.2024 09:39 мск, добавелены последние 3
абзаца
МОСКВА, 28 мая (BigpowerNews) ГосДума РФ на заседании во вторник, 28 мая,
отклонила законопроект (№50224−7) О внесении изменений в Федеральный закон «О
естественных монополиях» и статью 29 Федерального закона «Об электроэнергетике»
(в части законодательного регулирования отношений, связанных с осуществлением
субъектами естественных монополий инвестиционной деятельности).
Документ, разработанный Минэкономразвития, был внесен правительством в конце
2016 года и принят в первом чтении летом 2017 года.
Законопроектом предусматривается введение понятия инвестиционной программы
субъекта естественной монополии и установление общих требований к ее
содержанию, урегулирование правоотношений, возникающих между субъектами
естественных монополий и органами государственной власти в связи с введением
процедуры одобрения (утверждения) отдельных инвестиционных программ субъектов
естественных монополий.
Также законопроектом предусматривается введение института технологического и
ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий и
субъектов электроэнергетики. По мнению разработчиков документа, это
позволило бы «повысить эффективность осуществляемых [компаниями] капитальных
вложений, снизить тарифную нагрузки и обеспечить интересы потребителей и
государства в связи с осуществлением субъектами естественных монополий
инвестиционной деятельности».
Предполагалось, что правила одобрения инвестпрограмм и ответственные
ведомства определит правительство.
При обсуждении документа в первом чтении на тот момент заместитель министра
экономического развития Николай Подгузов отмечал, что технологический и ценовой
аудит в отношении отдельных проектов монополий проводился с 2013 года по
решениям правительства. В частности, по результатам аудита в электроэнергетике
было решено отказаться от нескольких крупных проектов стоимостью 39 млрд
рублей. По ряду проектов была предложена оптимизация общим объёмом около 3 млрд
рублей, или 10% их стоимости, при этом затраты на аудит составили порядка 70
млн рублей.
Законопроект вызвал множество замечаний членов комитета по энергетике и
экспертов. В частности, представитель «Интер РАО» Екатерина Бондусь тогда
отмечала, что в соответствии с законопроектом аудит инвестпроектов
предполагается делать и в отношении энергокомпаний, которые работают на
конкурентном рынке. Для компаний это будет большая и дорогостоящая работа,
которую не к чему будет применить, потому что, например, у генерации на оптовом
рынке электроэнергии тарифов уже не осталось, утверждала она.
«Первое впечатление: все в шоке. Что если б не дай бог такой закон будет
принят, мы просто остановимся», – говорил тогда глава комитета по энергетике
Павел Завальный, отмечая, что проект требует доработки.
«Представленным законопроектом вводится по сути новая дополнительная система
контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. В то же время,
представляется неясным и нерегламетированным механизм реализации на практике,
отсутствует анализ эффективности или неэффективности действующей системы
контроля инвестиционной деятельности», – говорилось в заключении комитета перед
первым чтением законопроекта.
«Принятие законопроекта [..] повлечет дополнительные финансовые расходы
субъектов естественных монополий, связанные с оплатой услуг по проведению
технологического и ценового аудита, создаст существенные риски, связанные с
установлением обязанности по предоставлению юридическому лицу, проводящему
технологический и ценовой аудит, документов и информации, содержащих сведения,
составляющие коммерческую или государственную тайну», также отмечали в
комитете по энергетике.
В итоге профильный комитет Госдумы по защите конкуренции предложил отклонить
законопроект, считая его основным недостатком «рамочный, декларативный
характер, создающий неопределенность правового регулирования значимой сферы
экономики». Многочисленные обсуждения и согласования законопроекта в течение
нескольких лет с госорганами и субъектами регулирования не привели к выработке
унифицированных подходов к регулированию инвестпрограмм естественных монополий
в рамках одного закона.
В заключении комитета также отмечается со ссылкой на экспертов, что
законопроект «не учитывает актуальные экономические и геополитические условия»
и принятые в 2020–2024 годах изменения в законодательстве. При этом его
реализация «содержит риски увеличения тарифов на услуги (товары) субъектов
естественных монополий за счет роста издержек, нарушения режима коммерческой
тайны и безопасности объектов топливно–энергетического комплекса», говорится
там же.
А применение регулирования ко всем мероприятиям по реализации инвестпроектов
субъектов естественных монополий, в том числе не относящимся к сферам
естественно–монопольной деятельности, «означает необоснованный выход за пределы
регулирования» закона «О естественных монополиях» и нарушение принципов
наименьшего регуляторного воздействия на экономику, считает комитет. В связи с
вышеизложенным правительством была «представлена позиция» об отзыве
законопроекта, сказано в заключении комитета.