Параллельно с получением возрастающих бюджетных вливаний на модернизацию ветхих коммунальный сетей предприятия ЖКХ должны активнее задействовать свои внутренние ресурсы, убеждены в Минстрое. Для этого, как сообщил вчера в Совете федерации глава ведомства Ирек Файзуллин, планируется ужесточить контроль за утверждением и реализацией инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций — сейчас они есть лишь у 10% таких предприятий. Впрочем, расширению инвестиционных планов в отрасли не способствует действующая тарифная политика, так что только контрольными мерами решить проблему вряд ли удастся.
МОСКВА, 22 февраля (BigpowerNews) Минстрой готовится к полноценному
запуску комплексной программы модернизации ЖКХ, сообщил в среду на
«правительственном часе» в Совете федерации глава ведомства Ирек Файзуллин,
пишет газета «Коммерсант». Эта программа действует с 2023 года и
предусматривает выделение субъектам РФ субсидий в размере от 500 млн
рублей каждому на замену ветхих коммунальных сетей. Однако финансирование
откроется лишь при наличии у региона своей программы модернизации и при условии
привлечения на нее минимум 20% внебюджетных инвестиций. В 2023 году на эти цели
было заложено 30 млрд рублей, в 2024−м — 42 млрд рублей.
С 2025 года финансирование программы должно «выйти на полную мощность» и
вырасти до 150 млрд рублей в год. Однако для этого все регионы должны
утвердить собственные планы — этого пока, по словам министра, которые приводит
газета не произошло.
Ранее сообщалось, что такую работу выполнили 65 из 89 российских
регионов.
Ирек Файзуллин отметил, что внимание программе будет уделено «очень
серьезное» — «может быть, даже в ущерб каким-то другим программам». Такая
решительность, отмечает «Коммерсант», связана со сложной ситуацией в отрасли:
степень износа коммунальных сетей в среднем по стране составляет около 40%, а в
некоторых регионах достигает 80%. При этом скорость их обновления отстает от
темпов износа, а отрасль хронически недофинансирована (потребность в
инвестициях оценивается в 4 трлн рублей на период до 2030 года).
В целом в 2023 году на модернизацию ЖКХ через различные меры поддержки,
включая «Инфраструктурное меню», а также за счет госпрограмм из федерального
бюджета было выделено более 200 млрд рублей. В условиях нехватки средств,
по словам Ирека Файзуллина, необходимо активнее задействовать «внутренние
ресурсы отрасли» — сейчас с этим есть проблемы.
Так, по его словам, инвестиционные программы имеются только у 10%
ресурсоснабжающих организаций (РСО), при этом последние четыре года
положительной динамики реализации имеющихся программ не наблюдается — ежегодно
уровень их исполнения составляет около 76%.
Связана такая ситуация, в частности, с отсутствием прямой обязанности у РСО
и регионов утверждать инвестпрограммы — на нежелание делать это и на низкое
качество исполнения там, где они принимаются, ранее уже обращали внимание
Минэкономики и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На этом фоне Минстрой,
по словам министра, подготовил предложения «по усилению контроля со стороны
государства» за разработкой инвестпрограмм и их реализацией.
Впрочем, решить проблемы с инвестпрограммами лишь усилением контроля вряд ли
возможно — связано это с тем, что многие предприятия ЖКХ убыточны и опасаются
брать на себя обязательства, которые они рискуют не выполнить. Барьером
выступает и тарифная политика: как отметила вчера на заседании в СФ аудитор
Счетной палаты Наталья Трунова, сейчас предельный индекс роста тарифов
определяется на три года, но через год параметры меняются, что «создает очень
сложную ситуацию» для долгосрочных инвестиционных планов. Отчасти практически в
ручном режиме решить этот вопрос пытается ФАС — за счет введения регуляторных
соглашений, предусматривающих обязательства РСО реализовывать инвестпрограмму в
обмен на долгосрочные тарифы. Пока такая возможность предусмотрена для объектов
электроэнергетики, сейчас обсуждается расширение механизма и на сферы тепло- и
водоснабжения, пишет «Коммерсант».