Минэкономики предлагает жестче регламентировать необходимость разработки инвестпрограмм в тепло- и водоснабжении, закрепив их обязательность в случаях, когда ресурсоснабжающая организация (РСО) является гарантирующей, реализует концессию или износ ее основных средств выше 50%. Одновременно с этим вводится целевое использование средств амортизации. Участники рынка и эксперты полагают, что это может усугубить проблемы убыточных РСО.
МОСКВА, 6 февраля (BigpowerNews) Минэкономики подготовило законопроект,
ужесточающий регулирование инвестиций в водо- и теплоснабжении, сообщает
сегодня газета «Коммерсант».
Сейчас, отмечает ведомство, в законе не закреплено прямой обязанности для
РСО и регионов разрабатывать и утверждать инвестпрограммы — в результате, по
данным Минэкономики, их имеют лишь 6% организаций в теплоснабжении, 4% в
водоотведении и 2,5% — в водоснабжении.
Проект вводит перечень ситуаций, когда наличие инвестпрограммы для
поставщиков коммунальных ресурсов обязательно: в рамках реализации схем тепло-
или водоснабжения, если у РСО есть статус гарантирующего поставщика, при
реализации концессий или при накопленном износе основных средств свыше 50%
(тогда реализация мероприятий без инвестпрограммы допускается лишь при
чрезвычайных ситуациях или авариях). Будет усилен и контроль за реализацией
инвестпрограмм. Необходимость в этом связана с планами по модернизации ЖКХ при
значительном дефиците инвестиций в отрасль и высоком износе сетей (в
водоснабжении — около 40%, а в теплоснабжении — около 30%).
Использование же учтенной в тарифах амортизации планируется сделать целевым
— с закрытым перечнем возможных трат, отмечает «Коммерсант». По оценкам
Минэкономики, которые приводит газета, сейчас около 50% амортизации не
направляется на финансирование инвестпрограмм — по проекту же тратить эти
средства можно будет на инвестпрограмму, возврат внешних инвестиций, ремонт
основных средств с износом более 80% и ликвидацию аварий. С учетом рисков
кассовых разрывов из-за долгов потребителей допускается направление до 10%
амортизации на создание резерва на непредвиденные расходы.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения (РАВВ) Елена
Довлатова полагает, что власти «пытаются зарегулировать» вопросы, которые этого
не требуют — «практически все уважающие себя организации водоснабжения»
утвердили инвестпрограммы, вопрос скорее в их качестве и исполнении, а
использование амортизации и так регламентировано Налоговым кодексом и
законодательством о бухучете. Полезнее, считает она, было бы продление
ускоренной амортизации и льготы по налогу на имущество для новых объектов в
первые годы.
Замглавы ассоциации «Совет производителей энергии» Сергей Полянцев считает,
что проект «не даст отрасли дополнительных источников возврата инвестиций и
усилит административное давление» — отсутствие инвестпрограмм в основном
объясняется отказом регионов от их утверждения из-за недоступности тарифов для
потребителей.
В то же время, по словам главы практики инфраструктуры и ГЧП АО «Лучший
выбор» Александра Долгова, сфера ЖКХ — одна из самых зарегулированных, но
зачастую деятельность операторов непрозрачна, и изменения могут способствовать
отображению инвестзадач. При этом, как отмечает директор института экономики и
регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов, «без анализа
причин низкого процента утвержденных программ новация может усугубить ситуацию
в отрасли». Сейчас, поясняет он, около 40% предприятий в тепло- и водоснабжении
убыточны — брать на себя обязательства в рамках инвестпрограммы, которые они
рискуют не выполнить, проблематично, а введение целевого использования
амортизации вряд ли поддержит инвестпривлекательность отрасли, пишет
«Коммерсант».