Правительству не удастся к июлю справиться с «последней милей» — механизмом, повышающим тарифы для крупных компаний. Бюджет не готов компенсировать 10,4 млрд. рублей выпадающих доходов распредсетевых компаний, и эту сумму придется опять переложить на потребителей. Одним из вариантов в Минэнерго видят дифференциацию тарифа ФСК ЕЭС: для крупных потребителей он вырастет сразу на 17%, а для распредсетей — упадет на 5%.
МОСКВА, 25 января (BigpowerNews) Минэнерго сформулировало новые варианты
решения проблемы «последней мили» — механизма перекрестного субсидирования,
когда крупные потребители, подключенные к магистральным сетям ФСК, обязаны
оплачивать еще и тариф распредсетевой компании (МРСК), услугами которой
фактически не пользуются, пишет сегодня «Коммерсант». В 2012–2013 годах из–за
этого конечная цена на электроэнергию для них увеличивалась примерно на 25%,
замечает Наталья Порохова из АКРА, слова которой приводит газета. В 2013 году
правительство решило отказаться от «последней мили», но в 20 регионах процесс
растянули на годы. Ежегодно в 16 регионах объем платежей по «последней миле»
снижался на треть и в июле 2017 года должен был обнулиться. В Бурятии,
Забайкалье, Еврейской АО и Амурской области договоры «последней мили»
закончатся в 2029 году, напоминает издание.
Как следует из письма главы Минэнерго Александра Новака в правительство,
копия которого оказалась у «Коммерсанта», предлагается компенсировать остатки
выпадающих доходов распредсетей за 2016 год за счет собственных средств
«Россетей», в том числе полученных от дивидендов дочерних обществ. Этот вопрос
Минэнерго предлагает вынести на совет директоров госхолдинга, выплата может
составить до 7,8 млрд. рублей, дивиденды, полученные «Россетями» в 2016
году,— 23,3 млрд. рублей. По оценке Минэнерго, выпадающие доходы
распредсетей в 2016 году оценивались почти в 18 млрд. рублей, но за счет
«компенсационных мер» снизятся до 7,8 млрд. рублей.
Оставшуюся часть выпадающих доходов Минэнерго предлагало компенсировать за
счет федерального бюджета, но правительство это заблокировало. В 2017 году
выпадающие доходы составят 13,64 млрд. рублей, но с учетом
«компенсационных мер» сократятся до 10,4 млрд. рублей, и закрывать их
придется за счет потребителей. Предлагается увеличить электросетевые тарифы на
3 процентных пункта сверх прогноза социально–экономического развития, что
позволит снизить убытки в 2017 году на 3,2 млрд. рублей, в 2018 году — на
3 млрд. рублей, в 2019 году — на 1,6 млрд. рублей, в 2020 году — на
1,1 млрд. рублей. Эта мера позволит решить проблему к 2024 году, говорится
в письме.
Также предложено продлить перекрестное субсидирование на уровне первого
полугодия 2017 года в 11 проблемных регионах. Здесь ежегодное снижение убытков
сетей составит в 2017 году — 1,6 млрд. рублей, в 2018–2020 годах — около
3,3 млрд. рублей. Кроме этого предложено дифференцировать пока единый
тариф ФСК (сейчас 319 руб./МВт ч) для распредсетей и потребителей. В 2017
году для сетей его снизят на 5%, до 304 руб./МВт ч, а для крупных
потребителей — повысят на 17%, до 371 руб./МВт ч. В последующие годы
величина этой тарифной вилки будет уменьшаться, и в 2020 году тариф для
распредсетей будет ниже текущего на 0,4% (318 руб./МВт ч), а для крупных
потребителей — выше на 1% (323 руб./МВт ч). Также Минэнерго предлагает
ограничить право крупных потребителей заключать прямые договоры с ФСК и
установить с 2018 года новые правила тарифов: потребители будут платить сетям
по единым (котловым) тарифам, что позволит предотвратить рост выпадающих
доходов при снижении полезного отпуска вследствие ухода потребителей.
В «Россетях» одной из мер решения проблемы «последней мили» считают
«справедливое распределение» объема перекрестки между потребителями
распредсетей и ФСК, что «позволит перенести часть нагрузки по оплате
перекрестки с малого и среднего бизнеса». По словам главы ассоциации
«Сообщество потребителей энергии» Василия Киселева, предложения Минэнерго в
ассоциацию не поступали, но он считает, что изменение записанных в законе
условий ликвидации «последней мили» «может привести к росту финансовой нагрузки
на промышленность». Наталья Порохова замечает: рост тарифов и меры по снижению
затрат сетей оказались недостаточны для ликвидации «последней мили», которая
сейчас увеличивает цены для крупных потребителей на 5–10%, пишет
«Коммерсант».