Автор: Александр Киселев,
юрист Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS
LEX.
МОСКВА, 14 сентября (BigpowerNews) – В связи с упразднением ФСТ России
и передачей её полномочий ФАС РФ правительство утвердило
соответствующие изменения в собственные нормативные правовые акты.
Соответствующее постановление правительства № 941«О внесении изменений,
признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в
связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и об утверждении Правил
принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении
(установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности
субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций»
премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал 4 сентября 2015г.
Документ подготовлен антимонопольной службой во исполнение пункта 2
Указа президента
России от 21 июля 2015 года №373 «О некоторых
вопросах государственного управления и контроля в сфере
антимонопольного и тарифного регулирования».
Основные изменения
1. Утверждение Правил № 941
Комментируемым постановлением утверждены Правила принятия Федеральной
антимонопольной службой России решений об определении (установлении) цен
(тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов
естественных монополий и иных регулируемых организаций (далее – Правила №
941).
В соответствии с пунктом 1 Правил № 941 в Федеральной антимонопольной службе
(ФАС России) образуется коллегиальный орган, состоящий из 12 человек, для
принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их
предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных
регулируемых организаций (далее – коллегиальный орган).
В состав коллегиального органа входят пять представителей Федеральной
антимонопольной службы, из числа которых назначаются председатель
коллегиального органа и секретарь коллегиального органа, два представителя
Министерства экономического развития Российской Федерации и по одному
представителю Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства связи
и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта
Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации.
Таким образом, тарифное регулирование ФАС России будет осуществляться с
учетом мнения заинтересованных министерств. При этом в случае, если в ходе
голосования представители Министерства экономического развития Российской
Федерации и представитель федерального органа исполнительной власти, в сфере
ведения которого находится регулируемая отрасль, голосуют против принятия
решения, то указанный вопрос снимается с голосования. После проведения ФАС
России дополнительных консультаций (в срок, не превышающий 30 календарных дней
со дня заседания коллегиального органа) вопрос о принятии решения выносится на
повторное голосование.
Пунктом 9 Правил № 941 установлено, что к вопросам, которые должны быть
сняты с рассмотрения на заседании коллегиального органа в случае, если против
принятия решения по ним голосуют представители Министерства экономического
развития Российской Федерации и представитель федерального органа
исполнительной власти, в сфере ведения которого находится регулируемая отрасль,
относятся:
1) утверждение предельных индексов (минимальных и (или)
максимальных) уровней цен (тарифов) на поставляемую населению и
приравненным к нему категориям потребителей электрическую энергию (мощность),
электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках,
в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на
территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на услуги по
передаче электрической энергии, на услуги по осуществлению грузовых и
пассажирских перевозок железнодорожным транспортом;
2) утверждение цен (тарифов) для субъектов естественных монополий, в
уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50
процентов, надбавок к плате за мощность, поставляемую атомными и
гидростанциями, а также долгосрочных параметров регулирования в случае
осуществления долгосрочного регулирования цен (тарифов) на товары (работы,
услуги) указанных хозяйствующих субъектов;
3) установление понижающих коэффициентов, а также коэффициентов,
определяющих дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской
Федерации, являющихся составными частями формулы цены на газ;
4) формирование сводного прогнозного (планового) баланса
производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой
энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам
оптового рынка с выделением объема поставок электрической энергии (мощности)
населению и приравненным к нему категориям потребителей;
5) утверждение проектов нормативных правовых актов Федеральной
антимонопольной службы, которыми утверждаются методики (правила) расчета
регулируемых цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 14 Правил № 941 решения коллегиального органа
издаются в форме приказов Федеральной антимонопольной службы.
1. Сверхполномочия руководителя ФАС России
В случае недостижения членами коллегиального органа согласия по вопросам,
отнесенным к его компетенции, а по вопросам, предусмотренным пунктом 9 Правил №
941, – в случае недостижения коллегиальным органом согласия после
однократного повторного рассмотрения таких вопросов на заседании
коллегиального органа, а также в исключительных случаях, обусловленных сроками
принятия решения Федеральной антимонопольной службой в соответствии с
законодательством Российской Федерации, руководитель Федеральной
антимонопольной службы может принять решение, отнесенное к компетенции
коллегиального органа, самостоятельно. О принятом решении члены
коллегиального органа должны быть письменно проинформированы в срок, не
превышающий пяти дней со дня принятия такого решения.
Таким образом, руководитель ФАС России получает право не соглашаться с
позицией Министерства экономического развития и заинтересованных министерств по
вопросам в сфере тарифного регулирования, что свидетельствует об усилении
влияния ФАС России на проводимую государством политику в отношении регулируемых
субъектов.
2. Внесение изменений в нормативные акты Правительства
РФ
В связи с принятием Постановления № 941 внесены изменения в 83
постановления Правительства РФ, которые в основном сводятся к замене
Федеральной службы по тарифам на Федеральную антимонопольную службу по тексту в
соответствующем падеже.
3. Утрата законной силы нормативных актов Правительства
РФ
В связи с принятием Постановления № 941 признаны утратившими силу полностью
либо в части 41 постановление Правительства РФ, в том числе
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 года № 204
«Вопросы Федеральной службы по тарифам», а также Постановление Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332 «Об утверждении Положения о
Федеральной службе по тарифам».
4. Вступление в законную силу
Постановление Правительства № 941 вступает в силу с момента опубликования,
кроме пункта 78 указанного постановления, которым вносятся изменения в акты
Правительства РФ по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов
электроэнергетики и контроля за их реализацией.