Дифференциацию тарифов по объему потребления электроэнергии для населения
ввели 72 региона России, говорится в сообщении Федеральной антимонопольной
службы (ФАС).
ФАС отметила, что механизм дифференцированных тарифов по объему потребления
был разработан для решения проблемы несправедливого ценообразования. Так,
значительные объемы электроэнергии приобретаются по льготным тарифам для
населения в коммерческих целях, в том числе для «серого» майнинга. Механизм
позволит снизить нагрузку на прочих потребителей и сократить объем
перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе, напомнил заместитель
руководителя службы Геннадий Магазинов, чьи слова приводит ФАС.
Уточняется, что со второго полугодия 2024 года новая формула расчета тарифов
начала действовать еще в 65 регионах. При этом в 6 регионах продолжит
действовать социальная норма потребления электроэнергии определенный объем
электричества, который оплачивается населением по сниженному тарифу. Среди них
Забайкальский и Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская,
Ростовская области.
В сообщении отмечается, что по итогам проведенного мониторинга перехода
регионов на дифференцированные тарифы ФАС проработала предложения по
совершенствованию механизма. В частности, служба предлагает разработать единую
методологию формирования границ первого и второго диапазонов потребления
электроэнергии с учетом региональной специфики и периодов активного
использования электроустановок. Кроме того, предлагается ограничить пороговое
значение между вторым и третьим диапазонами. Так как максимальная мощность
энергопринимающих устройств лиц при технологическом присоединении на льготных
условиях составляет 15 кВт, объем потребляемой электроэнергии в течение 625
часов на льготных условиях не должен превышать 9 375 кВт-ч, подчеркнули в
ФАС.
Также в рамках совершенствования механизма дифференцированных тарифов
регулятор предлагает ограничить величину тарифа в первом диапазоне потребления
в рамках предельных уровней и исключить второй диапазон из расчета предельных
индексов изменения платы граждан за ЖКХ.
Помимо этого, служба считает необходимым устанавливать пороговые значения
границ диапазонов с сезонной дифференциацией с разными значениями диапазонов
для зимнего и летнего периодов.
О дифференцированных тарифах
Российские регионы с 1 января 2024 года могут внедрять дифференцированный
тариф на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления.
Цель этого механизма сокращение перекрестного субсидирования и искоренение
практики нецелевого использования электроэнергии в быту так называемого
«серого» майнинга. Так, региональные власти должны переходить на
дифференцированный тариф в том случае, если хотят увеличить платеж бизнеса за
снижение тарифов для населения то есть превысить предельную величину
перекрестного субсидирования.
Весной 2024 года сообщалось, что подход к дифференциации тарифов на
электроэнергию для населения по объемам энергопотребления требует доработки,
поскольку внедрение этого механизма не привело к снижению перекрестного
субсидирования ни в одном из регионов. ФАС сообщала, что донастроит расчет
диапазонов потребления электроэнергии при дифференциации тарифов.