МОСКВА, 26 июня (BigpowerNews) Комитет Госдумы по энергетике рекомендовал
Совету Госдумы включить законопроект
№ 653385−8 «о
распространении механизмов конкурентного рыночного ценообразования на
электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон оптового рынка
электрической энергии и мощности (ОРЭМ) в примерную программу законопроектной
работы нижней палаты парламента на июль в части законопроектов, подлежащих
первоочередному рассмотрению. Решение об этом комитет принял на заседании 24
июня, следует из базы данных парламента.
Правительство РФ внесло в Госдуму указанный проект 24
июня.
Документ вносит правки в федеральный закон «Об электроэнергетике»,
предусматривающие введение нового полномочия правительства по определению
отдельных частей ценовых зон ОРЭМ, ранее относившихся к неценовым зонам
оптового рынка, и установлению для таких территорий особенностей
функционирования ОРЭМ.
О каких территориях идет речь в документе не уточняется.
При этом указывается, что перечень указанных частей ценовых зон и
особенности функционирования оптового рынка и розничных рынков
электрической энергии, действующие на их территориях, определяются
также правительством. С этой целью законопроектом предусматривается наделение
кабмина соответствующими полномочиями в области государственного
регулирования и контроля в электроэнергетике.
Как следует из законопроекта, правительство будет определять
производителей электроэнергии, к цене на мощность которых применяется
надбавка в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной
с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций,
модернизированных, реконструированных и (или) построенных
на указанных территориях ценовых зон.
При этом кабмин будет утверждать перечень подлежащих модернизации,
реконструкции и (или) строительству генерирующих объектов тепловых
электростанций, в отношении которых применяется компенсация стоимости
мощности за счет упомянутой надбавки к цене на мощность.
В течение переходного периода, сроки которого определяются
правительством, торговля электрической энергией и мощностью для
обеспечения оптовых потребителей в указанных частях ценовых зон
производится по регулируемым договорам поставки электрической энергии
и (или) мощности (РД). Условия РД определяет также правительство. Объемы
торговли по таким РД определяются правилами оптового рынка.
По окончании переходного периода торговля электрической энергией
и мощностью для поставок оптовым потребителям в полном объеме
осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Одновременно с этим с целью осуществления госрегулирования
на оптовом рынке в отношении цен (тарифов) на электрическую
энергию (мощность), поставляемую для обеспечения потребителей в указанных
частях ценовых зон, законопроектом предусматривается наделение соответствующими
полномочиями кабмина и уполномоченного федерального органа исполнительной
власти в области регулирования тарифов.
«Предпосылкой к распространению механизмов конкурентного
ценообразования на электрическую энергию и мощность на территориях
неценовых зон оптового рынка стала необходимость развития, генерации
в соответствующих регионах РФ, вызванная резким ростом электропотребления.
При этом результаты сравнения деятельности генерирующих компаний,
функционирующих в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, показали,
что в условиях конкурентного рынка работа электростанций более эффективна,
чем при государственном регулировании цен (тарифов)», — говорится
в пояснительной записке к законопроекту.
Ожидается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января
2025 года.
В июле Минэнерго
РФ опубликовало проект постановления
правительства о внесении изменений в законодательство в целях
распространения механизмов конкурентного рыночного ценообразования на
электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон
ОРЭМ.
В частности, проект предусматривает:
— включение неценовых зон Дальнего Востока, Республики Коми
и Архангельской области к ценовым зонам оптового рынка электрической
энергии и мощности (ОРЭМ);
— отнесение указанных территорий к отдельным территориям ценовых
зон, ранее относившихся к неценовым зонам оптового энергорынка,
на которых правительством устанавливаются особенности функционирования
оптового и розничных рынков;
— определение способов и правил, торговли электрической энергии
и мощности на ОРЭМ на указанных территориях;
— особенности функционирования оптового и розничных рынков
на указанных территориях, необходимые для постепенного перехода
функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии
(мощности) с регулируемым ценообразованием к регулированию,
применяемому в ценовых зонах оптового энергорынка, а также интеграции
ранее заключенных инвестиционных договоров в механизмы торговли
электрической энергией и мощностью, применяемых в ценовых зонах
оптового энергорынка;
— условия и порядок поставки электрической энергии и мощности
на указанных территориях в целях обеспечения электрической энергией
(мощностью) потребителей, не относящихся к населению и (или)
приравненным к нему категориям потребителей;
— порядок определения генерирующих объектов, подлежащих модернизации
(реконструкции) или строительству на указанных территориях;
— уточнение порядка определения и применения надбавки к цене
на мощность, применяемой для обеспечения модернизации (реконструкции) или
строительства генерирующих объектов на указанных территориях.
Из текста проекта постановления следует, что присоединение неценовых
зон Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской области произойдет
с даты вступления в силу постановления.
При этом в Республике Коми и Архангельской области уже начиная
с этой даты будут применяться стандартные правила ОРЭМ, действующие для
ценовых зон энергорынка.
В тоже время в ДФО оптовый рынок будет работать с рядом
особенностей, которые обеспечат поэтапный переход к конкурентному
ценообразованию к 1 января 2028 года.
В частности, проект постановления предполагает для ДФО установление
коэффициента либерализации, используемого для определения объемов поставки
электрической энергии и мощности ГЭС потребителям по рыночным ценам
равным:
0,15 — в период с 1 января по 31 декабря
2024 года;
0,5 — в период с 1 января по 31 декабря
2025 года;
0,75 – в период с 1 января по 31 декабря
2026 года;
1 – с 1 января 2027 года.
Весной этого года Минэнерго РФ сообщало, что рассчитывает
на запуск энергорынка на Дальнем Востоке с 1 января
2025 г.
Ранее в июне президент РФ Владимир Путин на встрече
с выбравшими работу на Дальнем Востоке специалистами заявил, что
переход к рыночному ценообразованию на электроэнергию на Дальнем
Востоке будет происходить по мере создания новых генерирующих
мощностей.
«Надо стремиться к тому, чтобы рынок работал, но сейчас это
невозможно. Нужно исходить из реалий», — сказал президент.
«Правительство это понимает и планирует плавное выведение в рынок
по ходу создания новых генерирующих мощностей», — подчеркнул он.