Минэнерго после жалоб генерирующих компаний подготовило более привлекательные условия конкурса на строительство еще 700 МВт ТЭС в Сибири. Удельную стоимость строительства объекта могут увеличить на 39%, до 589 тыс. руб. за 1 кВт в ценах 2028 года, при базовой доходности в 14% годовых. Министерство вновь предлагает альтернативу: строительство ТЭС на иностранном оборудовании с максимальным удельным CAPEX в 375 тыс. руб. и базовой доходностью в 12%. Промышленность просит проверить, в том числе антимонопольные органы, «фантастический рост расценок».
МОСКВА, 2 июня (BigpowerNews) Минэнерго подготовило новые финансовые
параметры дополнительного конкурса на строительство 700 МВт генерации для
покрытия энергодефицита в Сибири. На первом отборе, прошедшем в марте, на этот
объем мощности никто не подавал заявки, жалуясь на слишком низкий CAPEX, пишет
сегодня газета «Коммерсант». Минэнерго решило учесть мнения российских
генкомпаний: по данным издания, министерство предлагает увеличить предельный
CAPEX для проектов на российском оборудовании на 39%, до 589 тыс. руб. за
1 кВт (в ценах 2028 года). Общая максимальная стоимость объектов на
700 МВт в таком случае может превысить 412 млрд руб. Базовая
доходность — 14% (при ОФЗ — 8,5%).
При этом Минэнерго предлагает вновь рассмотреть возможность привлечения на
конкурс проектов с иностранным оборудованием.
В таком случае базовую доходность предлагается снизить до 12% в год,
удельный CAPEX — установить на уровне 375 тыс. руб. за 1 кВт. Общий
максимальный объем капзатрат на 700 МВт в таком случае составит около
250 млрд руб. В частности, министерство полагает, что на конкурс удастся
привлечь компании из Китая. Минэнерго уже пыталось открыть доступ к конкурсу
для иностранцев, однако в итоге участвовали только российские компании.
Новые параметры дополнительного конкурса для строительства новой генерации в
Сибири обсуждались на совещании в Минэнерго 27 апреля, рассказали источники
«Коммерсанта», знакомые с ходом совещания. Параметры предлагается вынести на
заседание правкомиссии по вопросам развития электроэнергетики, которое может
состояться 7 мая. Глава Минэнерго Николай Шульгинов 26 апреля говорил
журналистам, что конкурс в Сибири может состояться уже в июне, отмечая, что
министерство пересмотрело ценовые параметры конкурса «в части стоимости
оборудования».
Дефицит энергомощности на юго-востоке Сибири прогнозируется на уровне
1,23 ГВт к 2029 году, из которых 525 МВт будут покрыты за счет
строительства ТЭС, отобранных на конкурсе 1 марта.
ПАО ТГК-14 будет строить один блок на Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (65 МВт) за
26,3 млрд руб. «Эн+» должна будет построить два энергоблока на Иркутской
ТЭЦ-11 (460 МВт) за 109,9 млрд руб. Среди причин возникновения
энергодефицита — ввод объектов Восточного полигона ОАО РЖД с потреблением
644 МВт, а также более мелких потребителей, включая золоторудные
месторождения и центры по добыче криптовалюты.
«При таком фантастическом росте расценок просто напрашиваются аудит и
комплексные проверки, включая антимонопольную. Необходимо также подтвердить
отсутствие альтернативы в виде сетевого строительства. И если проверки
подтвердят обоснованность предложения, важно зафиксировать финансовую
ответственность заявителей, формирующих прогнозный дефицит, на случай изменения
их планов. Это позволит не допустить переноса стоимости «платиновых» турбин в
платежи другим потребителям», ,— говорят в «Сообществе потребителей энергии»,
пишет «Коммерсант».
Отказываться от применения иностранного генерирующего оборудования в
условиях неспособности отечественных предприятий обеспечить потребности
энергетики нецелесообразно, считает директор Центра исследований в
электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим, мнение которого приводит газета.
Во-первых, это вопрос энергетической безопасности. Во-вторых, конкуренция
производителей всегда стимулирует повышение качества оборудования. Но при этом
энергообъекты на импортном оборудовании должны обеспечивать надежное
энергоснабжение в климатических условиях Сибири, отмечает аналитик. Кроме того,
необходимо дополнительно проанализировать альтернативы покрытия спроса,
например, с помощью развития электросетевого комплекса региона с целью
обеспечения доступа энергодефицитных районов юго-востока Иркутской области к
потенциалу избыточной генерации на севере региона.