МОСКВА, 26 декабря (BigpowerNews) Правительство России утвердило новый
порядок определения предельной величины перекрестного субсидирования с 1
января 2024 года региональные власти должны будут перейти на дифференцированный
тариф на электроэнергию в случае, если захотят увеличить платеж бизнеса за
снижение тарифов для населения, следует из
постановления, подписанного премьер-министром Михаилом
Мишустиным.
Как пояснили ТАСС в Федеральной антимонопольной службе России, постановление
предусматривает индексацию предельной величины перекрестного субсидирования.
Индексация происходит в тех регионах, которые установили тарифы на
электроэнергию для населения с применением социальной нормы потребления или
дифференциацией по объемам потребления. Такая мера, в том числе, позволяет
исключить учет в тарифах для прочих потребителей перекрестное субсидирование,
формируемое за счет серого майнинга, где потребляется значительный объем
электроэнергии по низким тарифам, по которым отчисление налогов не
осуществляется, отметили в ведомстве.
Снижение перекрестного субсидирования в результате применения
дифференцированного тарифов также частично снимет нагрузку с бизнеса и
бюджетных организаций.
Дифференцированные тарифы для населения будут утверждаться с учетом строгих
ограничений индекса платы граждан. Таким ценам антимонопольная служба уделяет
пристальное внимание и отменяет решения региональных органов, если были
нарушены предельные уровни тарифов.
Изменения, вносимые постановлением, будут применяться к тарифным решениям с
1 января 2024 года. Однако тарифы на электроэнергию с этой даты не изменятся
уровень тарифов, как и прежде, будет меняться с 1 июля, сообщали ранее в
антимонопольном ведомстве. ФАС будет проводить мониторинг на предмет превышения
перекрестного субсидирования в регионах. Субъектам РФ, в которых не установлены
дифференцированные тарифы и превышена предельная величина перекрестного
субсидирования, службой будет направлен отчет о наблюдении с целью приведения
решений в соответствие с законодательством, отметили в ведомстве.
Так, регионы, в которых темпы изменения тарифов на электроэнергию для
населения, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития, не
обеспечивают соблюдение предельного уровня перекрестного субсидирования, имеют
право не обязанность использовать механизм дифференцированных тарифов,
отметили в ФАС. Прежде чем установить диапазоны объемов потребления
электроэнергии, региональные органы власти рассчитывают ее потребление
населением, после чего в нормативных правовых актах они устанавливают такие,
которые позволяют населению удовлетворять все потребности без превышения
установленных диапазонов.
В антимонопольном ведомстве напомнили, что дифференцированные тарифы
применяются уже в семи регионах. Жалоб от граждан в ФАС не поступало,
проведенные контрольно-надзорные мероприятия также не выявили нарушений.
Диапазоны потребления электроэнергии установлены на необходимом уровне для
удовлетворения потребностей домохозяйств и не повлекли дополнительных расходов
граждан, подчеркнули в ФАС.
В ноябре замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс сообщал ТАСС, что
изменение стоимости при внедрении дифференцированных тарифов коснется только
тех потребителей, которые используют электроэнергию для майнинга и в
коммерческих целях, и энергопотребление которых существенно выше среднего
значения по региону. Он отмечал, что возможное внедрение дифференцированных
тарифов принимается решением соответствующего региона РФ самостоятельно с
оценкой последствий, в том числе исходя из защиты социально значимых категорий
граждан.
Правительство РФ в конце 2021 года дало регионам право вводить
дифференциацию тарифов на электроэнергию для населения в зависимости от объемов
потребления. Согласно постановлению, уполномоченные органы субъектов РФ могут
самостоятельно устанавливать тарифы на электроэнергию. При этом допускается
дополнительная дифференциация тарифов в зависимости от объема потребления.
Наряду с этим субъект РФ получает право определять разные тарифы для
определенных категорий потребителей.