В 2024 году оптовый энергорынок может заплатить 31 млрд руб. за выравнивание тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке. Объем платежа промышленности европейской части РФ, Урала и Сибири снизится примерно на 4,5 млрд руб. год к году после резкого роста в текущем году. Объем платежа снижается, поскольку правительство решило полностью отказаться от субсидий к 2028 году, говорят в ФАС. Однако для отмены механизма поддержки в положенный срок темпы снижения платежа нужно увеличить в три раза, считают промышленные потребители энергии.
МОСКВА, 3 ноября (BigpowerNews) Оптовый энергорынок (европейская часть РФ,
Урал и Сибирь) в 2024 году может заплатить 31,02 млрд руб. за снижение
тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке, сообщает «Коммерсант» со ссылкой
на презентацию ФАС. Общий платеж оптового энергорынка за снижение тарифов
снизится на 12,4% год к году, или примерно на 4,48 млрд рублей. Базовый
тариф для коммерческих потребителей Дальнего Востока на высоком и среднем
уровнях напряжения установят на уровне 6,83 рублей за 1 кВт•ч (рост
на 8,9% год к году), а для потребителей на низком напряжении — 8,06 руб.
(плюс 9,1% год к году). Окончательное решение о размере платежа примет
правкомиссия по вопросам развития электроэнергетики. В ФАС напомнили, что
механизм не повлияет на тарифы для населения в регионе.
В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) тарифы на энергию устанавливает
государство. В некоторых регионах округа, включая Якутию, Камчатку и Чукотку,
тарифы для ряда коммерческих потребителей искусственно уменьшаются, и часть
нагрузки покрывает бизнес остальной части страны через надбавку к цене мощности
(дальневосточная надбавка).
Правительство запустило механизм снижения тарифов на электроэнергию в ДФО в
середине 2017 года под предлогом привлечения инвестиций в регион. За 2017–2022
годы оптовый рынок уже заплатил за сокращение цен в ДФО около 200 млрд
рублей. На фоне жесткой критики регуляторов и участников энергорынка власти
решили с 2022 года начать постепенный отказ от субсидии. Предполагалось, что
регулятор будет постепенно к 2028 году сокращать надбавки для бюджетных
организаций, отраслей ЖКХ и ТЭКа, а также для компаний, добывающих драгоценные
металлы и камни в ДФО. Впрочем, воплотить идею удалось не сразу: в 2022 году
субсидия впервые упала на 12%, до 33,6 млрд руб., но в 2023 году она вновь
увеличилась на 5,7%, до 35,5 млрд рулей. В ФАС не объясняли причины роста
надбавки, напоминает «Коммерсант».
В текущем году правительство неожиданно для отрасли решило внести поправки в
механизм. Судя по принятым Госдумой поправкам, субсидия до 2028 года не будет
снижаться для компаний, которые до 2021 года подключились к сетям низкого
напряжения и начали добывать драгоценные металлы и камни в ДФО, отмечает
газета. Под данную категорию потребителей в ДФО попадает только Якутия, сказали
изданию в ФАС. В «Совете рынка» «Коммерсанту» сообщили, что на такие
организации приходится около 3% от величины дальневосточной надбавки на 2023
год. В ФАС уточнили, что надбавка для этих потребителей в 2024 году, по
предварительным оценкам, не будет превышать 1 млрд рублей.
В «Сообществе потребителей энергии» сказали газете, что снижение надбавки
подобными темпами не позволит минимизировать субсидирование, как это
установлено законом, к 2028 году и для этого сокращение платежа оптового
энергорынка должно быть в 2,5–3 раза больше.
Обстоятельства, побудившие правительство ввести дальневосточную надбавку, не
изменились, считает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ
Сергей Сасим. Уровень экономически обоснованных цен в ДФО по-прежнему
существенно выше среднероссийского: географическое положение территорий и их
технологические возможности делают практически невозможной организацию
энергоснабжения по более или менее адекватной цене, полагает он. С другой
стороны, продолжает Сергей Сасим, отсутствие счетных и проверяемых критериев,
обосновывающих условия применения надбавки, создают непонимание тарифной
политики в этом направлении, пишет «Коммерсант».