Методика будет учитывать показатели крупнейших компаний региона, а также динамику валового регионального продукта и индекс промпроизводства. Промышленность и аналитики критикуют методику: оптовый энергорынок уже заплатил за снижение тарифов 143 млрд рублей за последние четыре года, что принесло выгоду лишь отдельным предприятиям, не повысив инвестиционный потенциал региона в целом.
МОСКВА, 1 августа (BigpowerNews) Минэкономики разработало методику оценки
эффективности механизма искусственного снижения энергоцен для потребителей на
Дальнем Востоке. Как сообщает газета «Коммерсант», министерство будет изучать
изменение нескольких показателей у ста крупнейших потребителей электроэнергии в
каждом регионе Дальнего Востока. Эффективность механизма предлагается оценивать
исходя из динамики инвестиций этих компаний, количества сотрудников и объема
потребления электроэнергии. Проект методики опубликован
на regulation.gov.ru.
Правительство запустило механизм снижения тарифов на электроэнергию в
Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в 2017 году с целью привлечения
инвестиций в регион. Разницу между экономически обоснованным и фактическим
тарифами покрывает оптовый энергорынок через специальную надбавку за
энергомощность. Механизм снижения тарифов должен постепенно завершиться к 2028
году.
По оценкам Vygon Consultin, которые приводит газета, за четыре года оптовый
рынок уже заплатил более 142,7 млрд руб, а в 2022 году заплатит еще
33,6 млрд рублей.
Методика Минэкономики имеет недостатки, считают промышленные
потребители.
Предложенный вариант методики измеряет скорее степень привлекательности
льготного тарифа, чем его экономическую отдачу, говорят в ассоциации
«Сообщество потребителей энергии», пишет «Коммерсант».
Ассоциация указывает, что методика отслеживает только динамику инвестиций
без учета валового регионального продукта (ВРП) и индекса промышленного
производства — «показатель полезного отпуска зашумлен объемами, перешедшими
из-за тарифных льгот в общую сеть от собственных более дорогих
энергоисточников, а показатель прироста занятости отчасти противоречит
инвестициям в эффективные технологии и автоматизацию производства».
В Минэкономики пояснили, отмечает «Коммерсант», что показатели для оценки
выбирались исходя из того, достижение каких эффектов от механизма поддержки все
заинтересованные ведомства посчитали наиболее приоритетными. «Касательно
макроэкономических показателей — они зависят от значительно большего количества
факторов, никак не связанных со стоимостью электрической энергии и
рассматриваемым механизмом поддержки»,— отметили там. В ФАС сказали, что после
анализа документа, размещенного на regulation.gov.ru, направят позицию в
Минэкономики.
В «Совете рынка» считают, что ВРП и индекс промпроизводства — «излишне
обобщенные показатели, поскольку рассматриваемый механизм оказывает влияние
далеко не на всех потребителей региона».
Так, механизм не может оказать значимого влияния на динамику этих
показателей в регионах с небольшой субсидией (например, в Бурятии), и оценку
эффективности целесообразно проводить прежде всего для энергоемких предприятий.
При этом необходимо принимать во внимание влияние иных факторов: повышение
энергоэффективности производства, изменение технологий и продуктовой линейки
предприятия, конъюнктуру рынка сбыта.
Дальневосточная надбавка на практике повышает инвестиционную
привлекательность региона лишь для ограниченного числа самых энергоемких
потребителей и только в изолированных энергорайонах, не повышая инвестиционный
потенциал регионов в целом, считает Евгений Рудаков из ИПЕМ. «Негативные
эффекты для потребителей ценовых зон налицо, а положительное влияние на
инвестиционный климат на Дальнем Востоке крайне неочевидно»,— цитирует его
«Коммерсант».