На Главную

Расширенный поиск

НовостиКомментарииBigpower DailyЭнергорынокМой BigPowerИнформационные обзоры
Вход Регистрация
 
06 июля 2022, 19:42
Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF

ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В ИЮНЕ 2022

ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ
Файл (pdf, 432.625 кб)
ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В ИЮНЕ 2022

Автор: VEGAS LEX специально для BigpowerNews

МОСКВА, 6 июля (BigpowerNews) –




Название закона/документа
Описание
Начало действия / Вступление
в силу


1.
Федеральный закон от 11.06.2022 № 174−ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»



Федеральным законом № 174−ФЗ внесены изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35−ФЗ (далее – Закон № 35−ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В рамках изменений, внесенных в Закон № 35−ФЗ:
a)      изложено в новой редакции определение понятия «Единая энергетическая система России», под которой понимается электроэнергетическая система, расположенная в пределах территории Российской Федерации, в состав которой входят объединенные электроэнергетические системы и образующие их территориальные электроэнергетические системы и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором электроэнергетических систем России;
b)      изложены в новой редакции определения понятий:
—  «оперативно-технологическое управление», под которым понимается комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых собственниками или иными законными владельцами данных объектов и (или) установок в соответствии с диспетчерскими командами и распоряжениями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и (или) по согласованию с таким субъектом в отношении линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, либо самостоятельно или в координации с иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в отношении иных линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
—  «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», под которым понимается комплекс мер по централизованному планированию и управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении определяемых им в установленном Правительством Российской Федерации порядке линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы и могут изменяться только по диспетчерской команде субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или по согласованию с таким субъектом, а также мер по проектированию развития электроэнергетической системы;
—  «услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», под которыми понимается комплекс мер по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, осуществляемых в целях обеспечения надежного функционирования и развития электроэнергетической системы.
c)        Глава 2 Закона № 35−ФЗ дополнена статьей 6.1 «Система перспективного развития электроэнергетики», согласно которой:
—  система перспективного развития электроэнергетики представляет собой совокупность документов перспективного развития электроэнергетики и действий, направленных на их разработку, утверждение и реализацию в целях своевременного обеспечения потребностей.
—  Планирование перспективного развития электроэнергетики обеспечивается путем разработки и утверждения согласованных между собой документов перспективного развития электроэнергетики.
—  В рамках системы перспективного развития электроэнергетики системным оператором осуществляется проектирование развития электроэнергетических систем, предусматривающее выполнение функций в части прогнозирования спроса на электрическую энергию и мощность и формирования балансов электрической энергии и мощности на перспективные периоды.
—  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проект схемы и программы развития электроэнергетических систем России в части, касающейся территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в порядке и пределах, которые установлены правилами разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики.
—  Правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемые Правительством Российской Федерации, определяют в том числе порядок взаимодействия системного оператора, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при формировании исходных данных, учитываемых при разработке документов перспективного развития электроэнергетики.
—  Документы перспективного развития электроэнергетики разрабатываются системным оператором с использованием перспективных расчетных моделей Единой энергетической системы России (начиная с 1 января 2024 года также с использованием перспективных расчетных моделей технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), формируемых и поддерживаемых в актуальном состоянии системным оператором на основе цифровых информационных моделей электроэнергетических систем.
—  Правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.
—  Системный оператор обеспечивает раскрытие цифровых информационных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики, а также предоставляет другим субъектам электроэнергетики, потребителям электрической энергии и проектным организациям на безвозмездной основе перспективные расчетные модели электроэнергетических систем в части объектов электроэнергетики классом напряжения 110 киловольт и выше или фрагменты таких моделей в целях разработки технических решений по технологическому присоединению к электрическим сетям, проектирования строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объектов электроэнергетики, разработки предложений по перечню мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и выполнения необходимых для этого расчетов.
—  Порядок раскрытия цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и предоставления системным оператором лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей для целей перспективного развития электроэнергетики, в том числе порядок формирования фрагментов перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем, предоставляемых в целях разработки технических решений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, состав, объем, формат, способы и условия раскрытия (предоставления) системным оператором цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей, виды используемых в этих целях электронных подписей и условия их применения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, законодательства Российской Федерации об электронной подписи, а также с учетом необходимости обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и безопасности функционирования электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики.
d)         Статья 15 «Аварийные электроэнергетические режимы» Закона № 35−ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов (режимов, которые характеризуются параметрами, выходящими за допустимые пределы, определяемые в соответствии с обязательными требованиями) действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов и соответствующие обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
e)         Статья 27.1 дополнена пунктом 5, согласно которому субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, а также собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии (мощности), субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в пределах своих обязанностей по выполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, требований технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям и обязательств по заключенным ими договорам при осуществлении своей деятельности обеспечивают надежность снабжения потребителей электрической энергией и ее качество.
Потребители электрической энергии в пределах своих обязанностей по выполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, требований технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям и обязательств по заключенным ими договорам при осуществлении своей деятельности обеспечивают соблюдение параметров надежности электроснабжения и качества электрической энергии, обусловленных работой принадлежащих им объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств.
Субъекты электроэнергетики несут ответственность за нарушение электроснабжения или отклонение показателей качества электрической энергии, за исключением случаев, если такие нарушения или отклонения обусловлены исключительно работой энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии при невыполнении им своих обязательств и (или) обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии.
11.06.2022

2.
Постановление Правительства РФ от 01.06.2022 № 999 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на оптовом и розничных рынках электрической энергии и по вопросам установления отдельных особенностей государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах»



Постановлением Правительства РФ внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на оптовом и розничных рынках электрической энергии и по вопросам установления отдельных особенностей государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах.
В частности, изменения внесены в Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823.
Указанные Правила дополнены предложениями, согласно которым в 2022 году со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2022 г. № 999 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на оптовом и розничных рынках электрической энергии и по вопросам установления отдельных особенностей государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах» отборы проектов не проводятся.
При этом объявленные, но не завершенные до указанной даты отборы проектов продолжаются, если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не принял решения об отмене соответствующей конкурсной процедуры.
Итоги завершенных в 2022 году отборов проектов пересмотру и корректировке не подлежат.
Изменения аналогичного содержания внесены в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 507 «Об особенностях установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в 2022 и 2023 годах» изложено в новой редакции наименование – «Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах».
Кроме того, изложен в новой редакции пункт 1, предусматривающий, что при установлении в 2022 и 2023 годах регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не применяются положения предложения первого абзаца девятого и абзаца десятого пункта 32, абзаца двенадцатого пункта 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», а также абзаца третьего пункта 9 приложения № 7 к указанным Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в части расходов на реализацию инвестиционных проектов в 2022 году в соответствии с утвержденной (скорректированной в установленном порядке после начала очередного года долгосрочного периода регулирования) инвестиционной программой.
Документ вступил в силу 09.06.2022

3.
Постановление Правительства РФ от 22.06.2022 № 1121 «О внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе»



Постановлением Правительства РФ от 22.06.2022 № 1121 внесены изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе.
В рамках изменений подпункт 5.5 Положения о ФАС России изложен в следующей редакции:
«5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы, реализацию возложенных на Службу функций, и в случае принятия Правительством Российской Федерации решений о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией субъектам электроэнергетики, функционирующим в соответствующих субъектах Российской Федерации, выпадающих доходов, образованных вследствие установления регулируемых цен (тарифов), по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии, ниже экономически обоснованного уровня».
Документ вступил в силу 30.06.2022

4.
Постановление Правительства РФ от 24.06.2022 № 1136 «О внесении изменений в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»



Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1136 внесены изменения в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Правила госрегулирования цен № 1178).
В рамках изменений, внесенных в Правила госрегулирования цен № 1178:
1. Пункт 16 изложен в новой редакции, согласно которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, публикуют на своем официальном сайте в сети Интернет и представляют в Федеральную антимонопольную службу предложения об установлении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования (заявление об установлении цен (тарифов) с прилагаемыми обосновывающими материалами). Предложения направляются посредством их размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система „Федеральный орган регулирования – региональные органы регулирования – субъекты регулирования“.
2. [Правила госрегулирования цен № 1178] дополнены пунктом 23(1), согласно которому экспертные заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении территориальных сетевых организаций размещаются в единой информационно-аналитической системе.
3. В пункте 30:
а) абзац первый изложен в новой редакции, согласно которой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанные решения, экспертные заключения, а также протоколы (выписки из протоколов) до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
б) после абзаца первого [пункт 30] дополнен положениями, согласно которым „копии указанных решений, экспертных заключений и протоколов (выписок из протоколов) в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов направляются также в Федеральную антимонопольную службу в электронном виде посредством размещения в единой информационно-аналитической системе.
Информация о территориальных сетевых организациях, в отношении которых установлены (пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования, территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем периоде регулирования, в отношении которых не установлены (не пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению по формам, направленным Федеральной антимонопольной службой в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, направляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования в Федеральную антимонопольную службу в электронном виде посредством размещения в единой информационно-аналитической системе“.
Документ вступает в силу 05.07.2022

5.
Постановление Правительства РФ от 24.06.2022 № 1137 „О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2149“



Постановлением Правительства РФ от 24.06.2022 № 1137 утверждены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 г. № 2149 „Об установлении направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, по которому может устанавливаться экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций“.
Изменения предусматривают, что экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций может устанавливаться по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций „Электроэнергетика“.
Документ вступает в силу 03.07.2022

6.
Приказ Минэнерго России от 14.04.2022 № 325 „О внесении изменений в приказы Минэнерго России от 23 июля 2012 г. № 340 „Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления“ и от 13 февраля 2019 г. № 102 „Об утверждении Правил предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике“



Зарегистрированным Минюстом России 02.06.2022 за № 68710 приказом Минэнерго России № 325 от 14.04.2022 утверждены изменения в:
—  приказ Минэнерго России от 23.07.2012 № 340 „Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления“.
—  приказ Минэнерго России от 13.02.2019 № 102 „Об утверждении Правил предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике“.
Изменения касаются необходимости выполнения субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязательных правил и требований в части обеспечения надежного функционирования электроэнергетических систем, включая вопросы планирования и управления электроэнергетическим режимом энергосистемы.

Документ вступил в силу 13.06.2022

7.
Приказ Минэнерго России от 15.04.2022 № 327 „Об утверждении требований к сопряженным объектам инфраструктуры в целях обеспечения размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на воздушных линиях электропередачи“



Зарегистрированным в Минюсте России 24.06.2022 за № 68988 приказом от 15.04.2022 № 327 утверждены требования к сопряженным объектам инфраструктуры в целях обеспечения размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на воздушных линиях электропередачи (далее – Требования № 327).
Требования № 327 утверждены в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее – Правила НД № 1284).
Требования № 327 являются обязательными для владельцев и пользователей инфраструктуры и устанавливают особенности требований к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологические нормы и требования к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры, нормы проектирования сопряженных объектов инфраструктуры.
Требования № 327 не распространяются на правоотношения между владельцами и пользователями инфраструктуры, возникшие до вступления в силу настоящих требований.
В рамках Требований № 327 установлены:
—  требования к воздушным линиям электропередачи, используемым в целях размещения сетей электросвязи;
—  технологические нормы и требования при размещении сетей электросвязи на воздушных линиях электропередачи;
—  нормы проектирования при размещении сетей электросвязи на воздушных линиях электропередачи.
Документ вступает в силу 05.07.2022

Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF
РАНЕЕ В РУБРИКЕ
Все материалы рубрики: Энергорынок
ГЛАВНОЕ
Сегодня, 11:23
Причина — указ президента РФ, который до 31 декабря запретил западным инвесторам в ТЭКе и энергетике выходить из российского бизнеса иначе как по специальному разрешению.
08 августа, 17:41
08 августа, 12:47
БЕРЛИН, 8 августа (BigpowerNews) - Siemens Energy ожидает, что ее уход из России завершится к концу текущего финансового года, следует из финансового отчета компании за третий квартал 2022 финансового года (завершился 31 июля).

© 2022 ООО «БИГПАУЭР НЬЮС».
© 2009-2022 Информационное агентство «Big Electric Power News».
Категория информационной продукции 16+
тел. : +7(495) 589-51-97.
Телеграм-канал по энергетике BigpowerNews
Главный редактор: maksim.popov@bigpowernews.com
Редакция: editor@bigpowernews.com
Для пресс-релизов: newsroom@bigpowernews.com
Для анонсов:newsroom.events@bigpowernews.com
По вопросам подписки на информационные обзоры и рекламы:sales.service@bigpowernews.com

Информация об ограничениях

Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews. Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте! Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания. Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.

ГЭС РусГидро
Атомная энергетика в России
Электроэнергетика России и стран СНГ
Статистика рынка электроэнергии
АЭС России
ОРЭМ
Альтернативная энергетика
Рынок электроэнергии России
Котировки акций электроэнергетических компаний
Форум энергетиков
ТЭЦ
Министерство энергетики России
Энергетика, промышленность России
Перспективы развития энергетики
Мировая энергетика
Тарифы на электроэнергию
Промышленная энергетика
Росэнергоатом
Проблемы энергетики
Реформирование электроэнергетики России
ГРЭС
Интер РАО ЕЭС
РусГидро
Холдинг МРСК

Расширенный поиск