Федеральным законом от 01.05.2022 № 127−ФЗ внесены
изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в периметре
вопросов, обусловленных особенностями начисления, уплаты и списания неустоек
(штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по оплате энергоресурсов и услуг по их
передаче (транспортировке) (далее – Закон № 127−ФЗ).
В частности, статьей 2 Закона № 127−ФЗ внесены изменения в федеральный закон от
26.03.2003 № 35−ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35−ФЗ).
В рамках изменений Закон № 35−ФЗ дополнен статьей 46.3 касательно особенностей
правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики в 2022 и 2023
годах, а именно:
1. В период до 31 декабря 2022 года включительно
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления,
уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер
ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на
оптовом и розничных рынках, особенности организации и проведения отбора
мощности на конкурсной основе и иных конкурентных процедур, по результатам
которых заключаются договоры купли-продажи, договоры поставки мощности, а также
особенности исполнения указанных договоров, в том числе предусматривающие
изменение дат начала и (или) окончания поставки мощности, в период,
определенный Правительством Российской Федерации.
2. В случае установления Правительством Российской
Федерации особенностей начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней)
за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг по
передаче электрической энергии сетевой организации, по оплате электрической
энергии гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии
(мощности) на розничном рынке вместо ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, применяемой в соответствии с пунктом 2 статьи 26 и
пунктом 2 статьи 37 Закона № 35−ФЗ, начиная с 28 февраля 2022 года применяется
величина, определенная в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
3. Правительство Российской Федерации вправе принимать
решения, предусматривающие неприменение в 2022 и 2023 годах положений пункта
3.1 статьи 23 Закона № 35−ФЗ о непревышении объема финансовых потребностей,
необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ
субъектов электроэнергетики, над объемом таких потребностей, определенным в
соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики в области
топливно-энергетического комплекса, укрупненными нормативами цены типовых
технологических решений капитального строительства объектов
электроэнергетики.
Аналогичные изменения внесены в: (1) федеральный закон от 31.03.1999 №
69−ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», (2) федеральный закон от
27.07.2010 № 190−ФЗ «О теплоснабжении», (3) федеральный закон от
07.12.2011 № 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2022 № 807 внесены изменения в следующие акты:
Правила создания и функционирования штабов по
обеспечению безопасности электроснабжения (утв. постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.02.2008 № 86 «О штабах по обеспечению безопасности
электроснабжения»);
Пункт 17 Правил государственного регулирования
(пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике» (далее – Правила гос. регулирования цен (тарифов) №
1178));
Постановление Правительства Российской
Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого
хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее – Постановление №
184);
Постановление Правительства Российской
Федерации от 10.05.2017 № 543 «О порядке оценки готовности субъектов
электроэнергетики к работе в отопительный сезон».
В рамках изменений пункт 17 (перечень документов, прилагаемых к заявлению об
установлении цен (тарифов)) Правил гос. регулирования цен (тарифов) № 1178
дополнен подпунктом 18 следующего содержания:
«18) сведения, подтверждающие, что собственник объектов электросетевого
хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к
организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче
электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого
хозяйства, либо что собственник объектов электросетевого хозяйства и
организация, оказывающая (планирующая оказывать) услуги по передаче
электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого
хозяйства являются дочерними (зависимыми) обществами по отношению к одному и
тому же основному обществу, а также документы, подтверждающие право
собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства, для целей
подтверждения соответствия организации пунктам 1 и
2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к
территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 Об отнесении владельцев объектов
электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Кроме того, постановление № 184 Об отнесении владельцев объектов
электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям:
1) Дополнено пунктом 2(2), согласно которому при определении соответствия
владельцев объектов электросетевого хозяйства пунктам 1 и 2 критериев,
утвержденных настоящим постановлением, не учитываются:
объекты электросетевого хозяйства,
указанные в пунктах 81(6) и 81(7) Основ ценообразования в области регулируемых
цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2011 № 1178);
объекты электросетевого хозяйства в
случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является
единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых
с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства;
объекты электросетевого хозяйства,
которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора
финансовой аренды (лизинга), договора безвозмездного пользования, договора
доверительного управления имуществом (за исключением случаев, если такие
объекты электросетевого хозяйства переданы по указанным договорам юридическому
лицу, права акционера которого или собственника имущества которого осуществляют
Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и (или)
подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации, а также
если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или
дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей
(планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с
использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если
собственник объектов электросетевого хозяйства и организация, оказывающая
(планирующая оказывать) услуги по передаче электрической энергии с
использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, являются дочерними
(зависимыми) обществами по отношению к одному и тому же основному
обществу);
линии электропередачи (воздушные и
(или) кабельные) или их участки, соединяющие оборудование распределительных
устройств и (или) связанное с ним вспомогательное оборудование одной
трансформаторной или иной подстанции, указанной в пункте 1 критериев,
утвержденных настоящим постановлением.
2) Дополнено пунктом 2.2, согласно которому абзацы первый – четвертый пункта 1
и абзацы первый – четвертый пункта 2 критериев, утвержденных настоящим
постановлением, не применяются к владельцам объектов электросетевого хозяйства
(лицам), указанным в абзаце пятом пункта 1 и абзаце пятом пункта 2 критериев,
утвержденных настоящим постановлением.
К таким лицам относятся: владельцы объектов электросетевого хозяйства –
юридические лица, права акционера которых осуществляет Российская Федерация в
лице Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные
Министерству обороны Российской Федерации организации, и юридические лица,
права собственника имущества которых осуществляет Российская Федерация в лице
Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные Министерству
обороны Российской Федерации организации, а также владельцы объектов
электросетевого хозяйства, соответствующие критериям отнесения территориальных
сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно
одного потребителя, в соответствии с приложением № 3 к Основам ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 О
ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, –
владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не
менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными
подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами),
расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в
административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных
мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
3) Дополнено скорректированными (изложенными в новой редакции) пунктами 1 и 2
критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к
территориальным сетевым организациям, утвержденных указанным постановлением, в
следующей редакции:
1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок
не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными
подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами),
расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в
административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных
мощностей которых составляет:
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год, не менее 15
МВА;
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, не менее 30
МВА;
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие
расчетные периоды регулирования, не менее 150 МВА.
2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок
не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи
(воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для
осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта
Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными
подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, не менее 2 проектных
номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше, 35 кВ, 1–20 кВ, ниже 1 кВ
– трехфазных участков линий электропередачи, сумма протяженностей которых
по трассе составляет:
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год, не менее 20
км;
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, не менее 50
км;
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен
(тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие
расчетные периоды регулирования, не менее 300 км.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18.05.2022 № 898 внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации
по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов
электроэнергетики.
В частности, Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных
рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.01. 2004 № 24 Об утверждении стандартов раскрытия
информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии,
дополнены разделом VIII Стандарт раскрытия информации собственниками или иными
законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую
национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В рамках данного раздела собственники или иные законные владельцы объектов
электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую)
электрическую сеть, отнесенные к числу субъектов электроэнергетики,
инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики
Российской Федерации, или Министерством энергетики Российской Федерации
совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии Росатом, или
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением
сетевых организаций и производителей электрической энергии, помимо информации,
предусмотренной пунктом 12 настоящего документа, раскрывают информацию:
а) об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) (за
исключением сведений, составляющих государственную тайну) в составе, указанном
в подпункте м пункта 19 настоящего документа;
б) об отчетах о реализации инвестиционной программы и обосновывающих их
материалах в составе, указанном в подпункте н пункта 19 настоящего
документа.
Кроме того, в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №
977 Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики пункт 2
критериев отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов,
инвестиционные программы которых (включая определение источников их
финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно
с Государственной корпорацией по атомной энергии Росатом, или органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных указанным
постановлением, дополнен подпунктом д следующего содержания:
д) субъект электроэнергетики предусматривает финансирование инвестиционной
программы с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при
установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии,
государственное регулирование которых в соответствии с законодательством
Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям федерального
органа исполнительной власти в области государственного регулирования
тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 20.05.2022 № 912 внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации
в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах
электроэнергетики, а также тепло-,газо-, водоснабжения и водоотведения,
согласно которым с 28.02.2022 по 31.12.2022 при применении порядка начисления
пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате
услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, оплате
электрической энергии гарантирующему поставщику и производителю электрической
энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, предусмотренного
пунктом 2 статьи 26 и пунктом 2 статьи 37 Федерального закона Об
электроэнергетике, взамен ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется
ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на
27.02.2022.
Кроме того, установлено, что в 2022 и 2023 годах не применяются положения,
установленные:
пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона Об
электроэнергетике в части непревышения объема финансовых потребностей,
необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ
субъектов электроэнергетики, над объемом таких потребностей, определенным в
соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики в области
топливно-энергетического комплекса, укрупненными нормативами цены
технологических решений капитального строительства объектов
электроэнергетики;
абзацем первым пункта 5 Правил утверждения
инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 Об
инвестиционных программах субъектов электроэнергетики;
абзацем первым пункта 32, абзацами седьмым и
восьмым пункта 35 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2011 № 1178 О ценообразовании в области регулируемых цен
(тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования в области
регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике), в части непревышения объема
финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов
строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или)
демонтажа) объектов электроэнергетики, учитываемого при государственном
регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, над объемом финансовых
потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены
типовых технологических решений капитального строительства объектов
электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации,
и в части непревышения стоимости объектов электросетевого хозяйства, а также
активов (объектов) электросетевого хозяйства, принятых к бухгалтерскому учету в
качестве основных средств после вступления в силу указанных укрупненных
нормативов цены, учитываемой уполномоченным органом исполнительной власти в
области государственного регулирования тарифов при расчете размера активов либо
величины базы инвестированного капитала, над стоимостью таких объектов,
определенной в соответствии с указанными укрупненными нормативами цены.
Кроме того, установлено, что при установлении (корректировке) в 2022 году
тарифов на услуги по передаче электрической энергии не применяются положения
абзаца девятого пункта 32 и абзаца двенадцатого пункта 37 Основ ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в части расходов на
реализацию инвестиционных проектов в 2022 году при наличии скорректированных в
установленном порядке после начала очередного года периода регулирования
инвестиционных программ.
В случае отсутствия инвестиционной программы, скорректированной в установленном
порядке после начала очередного года периода регулирования, положения абзаца
девятого пункта 32 и абзаца двенадцатого пункта 37 Основ ценообразования в
области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике применяются с учетом
Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов
электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.12.2009 № 977 Об инвестиционных программах субъектов
электроэнергетики.
Помимо этого, Правила оптового рынка электрической энергии и мощности,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №
1172, дополнены разделом XXII Особенности регулирования отношений на оптовом
рынке в условиях санкций.
Речь идет о Забайкалье, Хакасии, Бурятии и Красноярском крае. Там расположены наиболее проблемные филиалы «Россети Сибирь», мера будет направлена на погашение накопленных долгов компании. По оценкам аналитиков, прирост тарифа увеличит годовую выручку «Россети Сибирь» на 2,6 млрд рублей, но этого будет недостаточно для улучшения ситуации.
Дашин был деловым партнером предпринимателя и акционера группы компаний «ТНС энерго» Дмитрия Аржанова и дал на него и бывшее руководство энергохолдинга подробные показания. Бывшие топ-менеджеры «ТНС энерго» обвиняются в миллиардных хищениях у Россетей при неоплате договоров на поставку электроэнергии. С учетом сделки со следствием Джамил Дашин, признанный участником организованного преступного сообщества, был приговорен к шести годам заключения и арестован в зале суда.
Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.
Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews.
Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте!
Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания.
Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.