Правительство выработало компромиссное решение проблемы задержки строительства пяти мусоросжигающих электростанций (МТЭС) «Ростеха». Чтобы совсем не закрывать проект, строительство которого затягивается на 9–12 месяцев, Кабмин предложил увеличить период выплаты штрафов. Однако он же неожиданно назначил ответственным за вопрос Минпромторг, который подготовил прямо противоположное предложение — полностью отменить штрафы, оценивающиеся в 7 млрд рублей, за первый год задержки ввода. Минэнерго, «Совет рынка» и потребители против такого решения.
МОСКВА, 20 октября (BigpowerNews) Правительство решило не менять по
проектам строительства пяти МТЭС «РТ-Инвеста» (входит в «Ростех») суммарной
мощностью 335 МВт срок по их договорам поставки мощности (ДПМ), но увеличить
штрафуемый период и «проработать возможность снижения размера штрафов»,
сообщает «Коммерсант» со ссылкой на протокол совещания в кабмине от 22
сентября.
При этом, по данным газеты, ответственным за проработку вопроса назначили
Минпромторг, традиционно поддерживающий позицию «РТ-Инвеста».
«РТ-Инвест» обязан ввести объекты 1 декабря 2022 года. Штраф за просрочку —
25% от платежа за мощность. Пока станция не запущена, инвестор теряет платеж за
мощность. Срок ДПМ не меняется. Если МТЭС не начнут работать до 1 декабря 2023
года, то ДПМ расторгается. Штраф за месяц задержки для пяти МТЭС, по оценкам
Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», которые приводит «Коммерсант», может
составить 557 млн рублей, а за год — 6,7 млрд рублей. Согласно
протоколу совещания, две МТЭС (в подмосковных Могутово и Свистягино)
планируется запустить в сентябре 2023 года, остальные три (в Казани и
подмосковных Тимохово и Хметьево) — в декабре 2023 года.
Минпромторг уже разработал предложение, но «прямо противоположное» решению
правительства, говорят источники «Коммерсанта», знакомые с ходом обсуждений.
Министерство предлагает полностью отменить штрафы для МТЭС на один год, до 1
декабря 2023 года, следует из проекта поправок (опубликованы
на regulation.gov.ru).
Штрафы предлагают взимать с 1 декабря 2023 года до 1 декабря 2024 года. Срок
ДПМ не меняется, и инвестор потеряет выручку (до 27 млрд рублей за
год).
Собеседник «Коммерсанта» уточняет, что под поручением снизить размер штрафов
имелась в виду возможность соглашений с энергосбытовыми компаниями регионов
(50% платежа по ДПМ оплачивают региональные потребители).
По версии «РТ-Инвеста», задержка стройки связана с форс-мажором из-за
пандемии. В компании напомнили, что просили правительство перенести сроки
запуска и сохранить общий срок ДПМ. Предложение Минпромторга — один из
вариантов. «Аналогичные решения были приняты в 2015 и 2017 годах по другим
пилотным ВИЭ-проектам»,— заявили в «РТ-Инвесте». В компании «стремятся
сократить отставание по срокам строительства». В ВЭБ.РФ сообщили, что
консорциум банков продолжает финансировать проект, хотя представитель банка на
совещании предупреждал о риске приостановки финансирования.
В Минэнерго заявили газете, что проект Минпромторга не соответствует
поручению правительства, создает риски оспаривания итогов отборов и заключенных
ДПМ ТБО и расторжения таких отношений в целом.
«Обязательства должны быть исполнены»,— считают там. В «Совете рынка»
говорят, что предложение нарушает принцип финансовой ответственности инвестора
за нарушение договора. В ДПМ уже есть возможность при форс-мажоре договориться
с конкретными потребителями о снижении штрафов, напоминают в регуляторе.
«Предложение Минпромторга ставит под сомнение важность и срочность проектов,
а также обязательность условий этих и других конкурсных отборов в отрасли,—
заявили в «Сообществе потребителей энергии», пишет «Коммерсант».— Убедительных
объяснений срыва сроков не представлено, целесообразно сохранить штрафы на весь
период просрочки без поблажек». В случае разрыва ДПМ, добавляют в ассоциации, в
качестве источника финансирования могут использоваться бюджетные субсидии «и
рост тарифов региональных операторов, который, по имеющимся расчетам, составит
не более 33%».