МОСКВА, 25 июля (BigpowerNews) Введение утилизационного сбора на газовые
турбины мощностью до 32 МВт может облегчить российским поставщикам борьбу на
российском рынке, но усложнит на крупных внешних рынках, поскольку стимулов
снижать цены будет меньше, полагает старший аналитик по электроэнергетике
Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников.
Как написал в среду «Коммерсант», Минпромторг предложил ввести
утилизационный сбор для производителей газовых турбин мощностью до 32 МВт на
уровне 7% от стоимости оборудования. При этом, по данным издания, отечественным
компаниям сбор неофициально компенсируют субсидиями из бюджета, так что
вырастет лишь цена импортного оборудования.
«По сути, это дополнительная пошлина, создающая неравные условия конкуренции
российских поставщиков газотурбинных установок с иностранными. Как и любая
подобная мера, она может облегчить российским поставщикам борьбу на российском
рынке, но точно усложнит им борьбу на куда более крупных внешних рынках – ведь
стимулов снижать цену у них будет меньше, чем у конкурентов», – сказал
Мельников.
Он также отметил, что непонятен механизм последующего субсидирования
российских поставщиков. Если утильсбор нужно будет платить сразу, а компенсацию
производители будут получать потом, возможен кассовый разрыв. По словам
эксперта, в этом случае есть риск роста цен и на российские турбины тоже.
«Рост цен негативно отразится на потребителях – возрастет стоимость поставки
газовых турбин в распределенную энергетику. Но стоимость поставки – не
единственный фактор, влияющий на эффективность проектов в этой сфере: важны
долгосрочные тренды изменения цены и надежности электроснабжения от
энергосистемы, курс рубля к евро и доллару, величина затрат на топливо и
инжиниринг, стоимость альтернатив и так далее. Тренда на децентрализацию
энергетики эта мера не остановит», – отмечает он.
Мельников также пояснил, что утильбор обычно вводят в секторах, в которых
есть проблема с утилизацией отходов. Газовых турбин же в России в десятки тысяч
раз меньше, чем, например, автомобилей, поэтому массовой проблемы утилизации
отходов от них нет.