МОСКВА, 13 февраля (BigpowerNews) Предлагаем вашему вниманию тезисы
выступления вице-президента ЛУКОЙЛа по энергетике Дениса Долгова на
конференции «Модернизация российской энергетики с учетом стратегических
интересов инвесторов и государства», которая состоялась в Москве 8 февраля 2012
года в рамках Недели российского бизнеса под эгидой РСПП (материал предоставлен
пресс-служба НК «Лукойл»:
«Реформа электроэнергетики в России началась 10 лет назад с целью привлечь
частные инвестиции, преодолеть угрожающе большой износ оборудования и поднять
эффективность отрасли благодаря конкуренции на рынке. Эти задачи на сегодня
выполнены лишь частично.
Самый положительный итог реформы заключается в том, что в отрасль пошли
инвестиции. Покупателям оптовых и территориальных генерирующих компаний были
выставлены инвестиционные условия, которые подавляющим большинством
исполняются. Так, компания «ЛУКОЙЛ» в рамках инвестиционных обязательств,
взятых при приобретении ТГК-8, ввела в эксплуатацию парогазовую установку в
Астрахани, запустила ПГУ в Краснодаре. В стадии проектирования и перехода к
строительству находятся ещё две ПГУ – в котельной «Центральная» Астрахани
и при ООО «Ставролен» в Будённовске.
К сожалению, тенденцию к старению основных фондов энергетики России в целом
преодолеть пока не удалось. Ввод новых объектов, построенных в рамках договоров
о поставке мощности (ДПМ), серьёзно омолаживает основные фонды. Вместе с тем до
конца не решена проблема стимулирования реконструкции существующих генерирующих
мощностей. Поэтому ряд стратегических инвесторов выступают с инициативой о
запуске механизма «ДПМ-2». Он должен стимулировать не только строительство
новых мощностей, но и глубокую реконструкцию имеющихся с переходом на новые
перспективные технологии (такие, например, как парогазовая) и с существенным
повышением энергетической эффективности.
Идеологи реформы понимали, что постоянная инфляция будет подталкивать цены
вверх и что инвесторы – это не спонсоры и не благотворители. Все инвесторы
должны выставлять справедливые требования отдачи от капитала, так что снижения
цен для потребителей не должно было произойти. Однако такого роста цен, который
случился в последние два-три года, тоже никто не ожидал.
На сегодня конкуренция действует только в секторах генерации и сбыта, да и
то далеко не везде. При этом большая часть издержек отрасли приходится на её
неконкурентную часть. Эта часть включает сетевые компании разного уровня –
от «ФСК ЕЭС» до территориальных сетевых организаций, диспетчерскую систему, а
также генерирующие компании, которые в силу своей технологической специфики в
конкуренции не участвуют.
Присвоение статуса гарантирующего поставщика крупным региональным сбытовым
компаниям привело к появлению фактически региональных монополистов.
Потребитель, который находится в договорных отношениях с таким монополистом,
практически не имеет шансов уйти к альтернативному поставщику, даже если тот
предлагает более выгодные условия по стоимости электроэнергии.
Понятно, что даже в сфере генерации конкуренция существует не по всей
территории России и не для всех генераторов. Таким образом, сегодня фактор
конкуренции существенного влияния на цены на рынке не оказывает.
Сегодня регуляторы отрасли, НП «Совет рынка» и Федеральная служба по тарифам
думают о том, каким образом можно ограничить сверхдоходы сбытовых компаний. Но
мне кажется, что выход из ситуации не в том, чтобы ограничить сверхдоходы, а в
том, чтобы организовать конкуренцию между сбытовыми компаниями.
Сегодня в энергетике широко обсуждается тот факт, что крупные потребители,
особенно в Тюменском регионе, строят собственные генерирующие мощности, то есть
намечается натурализация энергетического хозяйства. Основная причина
этому – не необходимость использовать попутный нефтяной газ, а практически
двукратный рост конечного тарифа за последние три года. Замедлить темпы
натурализации можно только путём перехода к иному планированию и контролю за
инвестициями.
Нельзя сказать, что реформа электроэнергетики зашла в тупик. В последние
годы она споткнулась о неадекватное исполнение задуманного. Идея реформы
состояла в минимизации участия государства в энергетическом бизнесе, за ним
должен был оставаться контроль надёжности, безопасности, справедливого
устройства рынка. К сожалению, после 2008 г. государство стало усиливать
свою регулирующую функцию, перейдя от тарифного регулирования к «ручному».
Например, потолки цен на энергию и мощность стали задаваться не в качестве
исключения в сложные для рынка моменты, а в порядке регулярной массовой
практики.
Соответственно, государство постоянно даёт рынку ложные ценовые сигналы.
Одновременно оно начало деприватизацию активов в сфере генерации. Всё больший
процент генерирующих мощностей в стране становится государственным,
соответственно, сужается поле деятельности частных энергетических компаний.
Несмотря на это, частные компании свои инвестиционные обязательства
выполняют. Выполняют успешно, создавая новые объекты генерации,
энергоэффективные, с современным уровнем безопасности и надёжности.
Мы надеемся, что новое правительство, которое придёт к власти
весной2012 г., будет реализовывать предложения экспертной группы по
реформе электроэнергетики, курируемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
Эти предложения, в частности, предполагают соединить энергию и мощность, чтобы
торговать на рынке единым товаром. Подобная идея реализована в Скандинавии на
рынке Норд Пул (Nord Pool Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия),
причём достаточно успешно.Группа Шувалова также предлагает ввести «квазиопт»,
видоизменить планирование и ввести контроль инвестиционных программ сетевых
компаний. Помимо этого предлагается создание единого регулятора, который будет
нести ответственность за отрасль и за конечные результаты в форме тарифов и
надёжности энергоснабжения.
Сегодня наша страна переживает очередной политический цикл. Ожидания
предпринимательского сообщества, в первую очередь, связаны с дальнейшей
эволюцией экономической модели, улучшением инвестиционного климата, снятием
необоснованных административных барьеров, развитием конкуренции, формированием
сбалансированной фискальной политики.
Ключевой задачей электроэнергетики кровеносной системы экономического
организма в целом по-прежнему является создание полноценного рынка, цены на
котором не регулируются государством, а формируются на основе спроса и
предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.