В российской энергетике со второго полугодия 2019 года реализовывается федеральный пилотный проект с новым механизмом ценообразования - управление спросом, которое относится к рынку системных услуг, но в действительности является прямой сцепкой между оптовым и розничным рынками, направленной на оптимизацию распределения нагрузки, сглаживание пиков потребления, а, следовательно, и ценовых пиков.
Маржинальное ценообразование
Специфика ценообразования существующего рынка электроэнергии “на сутки
вперед” заключается в формировании максимального значения цены преимущественно
в пиковые часы потребления, когда приходится задействовать неэффективные,
малоэкономичные генерирующие мощности. Небольшое изменение потребления в
десятки и сотни мегаватт, что составляет доли процента от общего потребления
единой энергосистемы России, может приводить к существенному колебанию
цены за счет необходимости балансирования этого потребления именно такими
мощностями, зачастую обладающими относительно малым диапазоном регулирования. И
эта цена «замыкающего» мегаватт-часа распространяется на все колоссальные
объемы потребления в часы пик, что приводит к увеличению стоимости
электроэнергии на сотни миллионов рублей. Таким образом, простейшую рыночную
задачу мотивацию на снижение потребления мощности и стоимости на единичные и
даже доли мегаватта на протяжении нескольких часов выполняет механизм
управления спросом.
Промежуточный результат пилотного проекта управления
спросом
Для этого введена дополнительная сущность агрегаторов спроса, функционал
которых сводится к тому, чтобы организовать механизм взаимодействия между
инфраструктурой рынка и конечными потребителями с их реальной физической
нагрузкой.
На начальном этапе финансовые средства за оказание услуг по управлению
спросом выделяется в рамках регулирования в бюджете Системного оператора. К
настоящему моменту проведено шесть квартальных отборов ценовых заявок, и каждый
из них (исключение третий квартал 2020 года, причина: снижение
электропотребления в связи с эпидемиологической ситуацией в стране) показал
наличие конкуренции.
Существуют три ограничения, учитываемые при проведении конкурса:
максимальная цена, которую участник может указать в своей заявке на
отбор;
максимальный объем мощности, который Системный оператор может отобрать по
результатам отбора;
максимальный объем денежных средств, выделенный отдельный строкой в
бюджете Системного оператора, который может быть законтрактован по результатам
отбора.
И если при отборах в 2019 году отсечкой являлась только суммарная величина
мощности, то все отборы в 2020 году ограничивались только третьим критерием,
«кубышкой» Системного оператора.
В заключительном, четвертом квартале 2020 года во второй ценовой зоне
предложение увеличилось в натуральных показателях всего на одну десятую
относительно третьего квартала, но в первой зоне рост составил почти 75%,
причем в качестве одних из объектов управления спроса выступили
металлургические компании с объемами в несколько десятков мегаватт.
Соответственно, из предложенных почти 490 МВт «кубышки» хватило только на 370
МВт, что позволило Системному оператору инициировать процедуру переторжки в
первой ценовой
зоне, по итогам которой отбор вырос до почти 440 МВт, а цена
отсечки снизилась с 397 до 340 тысяч рублей за мегаватт в месяц. Такие объемы
уже смогут существенно влиять на снижение пиковых цен на рынке «на сутки
вперед».
Казавшийся в середине 2019 года небольшим рынок, который мог быть интересен,
в первую очередь, малому и среднему бизнесу, в четвертом квартале привлек
гигантов российской промышленности, желающих заработать на новом инструменте.
Так, если в первом отборе на четвертый квартал доля относительно крупных, с
объемами возможного снижения от 5 МВт, стремилась в первой ценовой зоне к 80%,
то по результатам переторжки их доля сократилась до 65%. Таким образом новые
торги перераспределили объемы между крупными и мелкими объектами
управления, увеличив долю последних, что в перспективе позволит привлечь более
широкий круг участников.
Активность крупных энергопотребителей хороший сигнал регулятору о наличии
предложения на рынке. Главное сейчас не упустить шанс привлечь на рынок новых
игроков, в том числе и энергоемких компаний, но при этом соблюсти баланс и не
отпугнуть малых потребителей, чтобы этот сегмент продолжал оставаться выгодным,
так как на них приходится значительная величина реализуемого объема рынка.
Несмотря на доказанный положительный эффект от внедрения нового механизма
ценообразования, Минэнерго
выступило
с предложением о продлении пилота по управлению спросом еще на год, указав на
ряд недостатков, в том числе на небольшой объем отбора электроэнергии, что
обусловлено молодостью рынка, который уже показал себя привлекательным для
энергопотребителей. Тем не менее наиболее значительного влияния на цену РСВ
можно добиться только путем увеличения объемов DR, а значит необходимы
дополнительные ресурсы в рамках тарифного регулирования, которые также
подстегнут спрос.
Заинтересованность энергопотребителей в
рынке управления спросом
В увеличении рынка управления спросом в первую очередь заинтересованы
потребители, так как новый механизм ценообразования позволяет снять ценовые
пики, что в результате снизит крайне высокую суточную и сезонную волатильность
цен на электроэнергию и уменьшит среднюю стоимость электроэнергии. Это, в свою
очередь, позволит оптимизировать переменные издержки, связанные с операционной
деятельностью, особенно у энергоемких производств, и, что важно, осуществлять
качественное долгосрочное прогнозирование. Именно невозможность строить
долгосрочные стратегии из-за непредсказуемости цен на электроэнергию является
одним из самых существенных негативных факторов, тормозящих развитие экономики
России.
Фактически, потребители, которые имеют возможность оперативно снизить или
перераспределить свою нагрузку без ущерба для основного бизнеса, оказываются в
двойном выигрыше за счет получения оплаты на рынке управления спросом, и в
целом снижают финансовую нагрузку на потребителей по всей стране, в том числе
сами меньше платят за потребленную электроэнергию. Не стоит забывать и о
долгосрочном эффекте: применение этого механизма в течение длительного времени
снижает в целом востребованность в дорогой, пиковой, малоэффективной генерации,
что найдет отражение и в плате за мощность. Плюс экологический эффект: отказ от
строительства дополнительных «грязных» генераторов для обеспечения возрастающих
нужд предприятий.
Управление спросом как двигатель
национальной экономики
Механизм управления спросом актуален и эффективен, что доказывается не
только практикой применения в зарубежных странах, но и промежуточными
результатами в России.
Об этом же может свидетельствовать и предложение по продлению пилота на 2021
год: в Правительстве, очевидно, уже успели оценить перспективы и подсчитать
эффективность от внедрения управления спроса, а теперь стремятся расширить
возможности рынка и соблюсти интересы всех его участников. Именно поэтому в
следующем году будут тестировать новые критерии срабатывания механизма
ценозависимого снижения потребления.
Помимо снижения стоимости на электроэнергию на РСВ, сокращается нагрузка на
собственные инвестиционные и эксплуатационные расходы энергопотребителей, что
позволит, например, направить высвободившиеся средства в производственные
мощности или усилить социальную ответственность бизнеса.
При разумном подходе мы можем получить не только эффективный инструмент
ценообразования, выгодный всем участникам процесса, но и долгоиграющий стимул
для развития экономики.
СЕРГЕЙ МАЙОРОВ
Опыт работы в электроэнергетике более 15 лет:
- 5+ лет в Системном операторе
формировал рыночные отношения со стороны диспетчерского
сопровождения;
- 10+ лет в ОГК-2, руководящие позиции
в дирекции реализации электроэнергии и мощности;
- с 2019 года Фарадей,
исполнительный директор
Почетная грамота ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» «За заслуги в развитии единой
энергетической системы», 2003 г.
Почетная грамота ОАО РАО «ЕЭС России» «За заслуги в развитии единой
энергетической системы», 2006 г.
Благодарность Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайса,
2006 г.
Почетная грамота ОАО «ОГК-2» «За личный вклад в развитие Компании», 2009
г.
Благодарность ООО «Газпром энергохолдинг» «За образцовое выполнение
трудовых обязанностей, значительный вклад в развитие топливно-энергетического
комплекса», 2015 г.
индивидуальный член Российского национального комитета CIGRE с
2006 года
Образование:
МЭИ FESTO Совместно с техническим университетом г. Эсслингена
(Германия), MBA в производственном менеджменте
Московский энергетический институт (Национальный исследовательский
университет), Москва, по специальности Электроэнергетические системы и
сети