Рост экономики стимулирует энергопотребление. Но вместе с ростом потребления в абсолютном выражении неминуемо увеличиваются и потери электроэнергии. Можно ли разорвать эту негативную зависимость?
МОСКВА, 22 марта (BigpowerNews) -
МИРОВАЯ СТАТИСТИКА ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СЕТЕВОМ
КОМПЛЕКСЕ
Статистика Международного энергетического агентства (International Energy
Agency, IEA) говорит о том, что страны с развитой экономикой имеют уровень
потерь не более 8−10%, а развивающиеся страны от 10% до 30%. Среди самых
экономных стран по итогам 2013 года IEA называет Японию и Южную Корею. Здесь на
потери уходит 5% и 3% энергии соответственно. Антирекорды ставит Индия. В
2000−е годы потери достигали 30%, но сегодня их снизили до 18%. Эта ситуация
характерна для практически всех стран БРИКС.
Россия находится среди стран со средними показателями. По данным за 2013
год, в РФ было потеряно 10% энергии. Аналогичный показатель у Индонезии,
Ливана, Филиппин, Шри-Ланки. Правда, российская статистика за более поздние
периоды говорит об улучшении ситуации. С 2013 года «Россети» добились
сокращения потерь до 8,8% в 2016 году и планируют ограничить их 6−8% к 2021
году.

По данным IEA, у России самый значительный
потенциал сокращения потерь среди стран BRICS
В России, как и практически во всем мире, весомую долю потерь составляют
коммерческие потери, или энергомошенничество. По данным Northeast Group, 50
развивающихся экономик мира теряют 58,7 миллиарда долларов каждый год из-за
недобросовестных потребителей. В Индии этот показатель оценивается в 16,2
миллиардов долларов ежегодно, в Бразилии – в 10,5 миллиардов, в России –
5,1 миллиарда.
Проблема коммерческих потерь может быть относительно решенной на уровне
государства, но не на уровне отдельных регионов. Например, в США в начале
2010−х годов отличился Хьюстон. 10 000 жителей города не платили за свет,
что вылилось в ущерб в объеме 14 миллионов долларов. В Бразилии большая часть
ущерба приходится на крупные города, а в Рио-де-Жанейро – на фавелы, где жители
самостоятельно подключаются к ближайшим линиям электропередач. В России по
показателям потерь по-прежнему выделяются кавказские
республики.
Как показывают приведенные цифры, проблема потерь, как коммерческих, так и
технических, не признает границ государств и преследует даже развитые
экономики. Следовательно, инструменты сокращения потерь универсальны для
большинства стран и могут быть легко заимствованы как с европейского или
американского рынков, так и с азиатско-тихоокеанского.
МИРОВАЯ ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ПОТЕРЯМИ
До начала 2000−х основным способом предотвратить потери были организационные
меры: информационные кампании, проверки приборов учета, рейды в очаги потерь,
судебные разбирательства с недобросовестными потребителями и т.д. И сегодня все
эти меры по-прежнему актуальны.
Начиная с 2000−х годов многие энергокомпании начинают создавать
инфраструктуру умных приборов учета и борьба с потерями становится одним из
стимулов развития этого процесса. В Европе, например, к 2020 году приборами
интеллектуального учета будет охвачено минимум 80% точек поставки. Однако
интеллектуальные приборы учета создают только первую линию защиты от потерь. К
сожалению, арсенал средств злоумышленников также пополняется современными
технологическими инструментами взлома приборов учета, поэтому комплексный набор
технических и технологических мер по борьбе с потерями постоянно
пополняется.
Интересно рассмотреть опыт канадской компании BC Hydro. По нему можно
составить почти полный список мер, доступных современной энергетике для борьбы
с коммерческими потерями. Хотя компании за последние пять лет удалось отследить
тысячи нарушителей, поиск и сбор доказательств занимает много времени, требует
больших трудозатрат и все еще приносит недостаточно результата.
В структуре BC Hydro работает команда бывших сотрудников правоохранительных
органов, которые преследуют мошенников. За три года группа предотвратила убыток
на 5 миллионов долларов. Каждый год компания обрабатывает 5 000 обращений
от полиции по поводу энерговоровства.
Во время последней волны мошенничества компания открыла горячую линию, по
которой можно анонимно сообщить о нарушителе, причем без обязательств
впоследствии являться в суд.
На уровне приборов учета компания создала систему автоматического
отслеживания вскрытий корпусов. Если счетчик снимают или в его работу пытаются
вмешаться, компания мгновенно получает уведомления.
На уровне сети компания оборудовала каждый дом дополнительными счетчиками,
независимыми от квартирных и личных приборов учета. В дополнение к этому BC
Hydro использует ИТ-системы по анализу баланса сети, которая позволяет быстро
отследить проблемные участки.
Еще один показательный пример, особенно в отношении новых технологий – Enel,
международная компания с итальянскими корнями. Еще в 2001 году у потребителей
Enel были массово обновлены приборы учета. В 2016 году была открыта программа
Enel open Meter, в ходе которой старые счетчики меняют на современные приборы
учета с расчетом на сбор множества показателей для последующей аналитики. Таким
образом компания планирует получать данные о потреблении 32 миллионов клиентов,
накапливая большие объемы информации. Новые приборы учета передают данные в
единую базу раз в 15 минут, по «поведению» показателей оперативно отслеживаются
аварии, попытки вскрыть прибор учета или подключиться к сети без него. Одна из
ключевых целей проекта – отслеживание недобросовестных потребителей и снижение
коммерческих потерь.
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ
Для российских энергокомпаний набор организационных мер по сокращению потерь
в целом совпадает с описанным выше. Причем подход к решению задачи сейчас стал
по-настоящему комплексным. Во всех подразделениях Россетей налажена система
проверок и созданы юридические практики. Коммуникационные программы для
потребителей проводятся на высоком уровне и с большим охватом. Уже несколько
лет действует инициатива «Честный киловатт», появились издания по теме
энерговоровства, например интернет-ресурс МРСК-Сибири стоп-энерговор.рф.
Отдельное направление – работа с инсайдерами, т.е. с персоналом энергокомпаний,
которых потребители подкупают, склоняя к мошенническим действиям.
Среди нетехнических мер также можно выделить мониторинг интернет-площадок,
где рассказывают о том, как получать электроэнергию «подешевле», или продают
соответствующие «умные» приспособления, на поверку оказывающиеся взломанными
приборами учета. Практика такой аналитики есть в «МРСК Центра», «МРСК
Северо-Запада» и «МРСК Юга». В компаниях отслеживают интернет-магазины
всевозможных гаджетов для счетчиков, форумы, группы в соцсетях. На создателей
ресурсов подают в суд. Если суд решает, что на площадке действительно призывают
к незаконным действиям, то площадку блокируют.
В техническом плане борьбы с коммерческими потерями Россия немного отстает
от развитых стран. По данным Россетей, функция удаленного сбора данных есть
только у 9% приборов учета, то есть интеллектуальная инфраструктура учета в
России продолжает развиваться. Тем не менее, в некоторых регионах уже есть
примеры того, как успешно используются и более продвинутые решения. Например, в
2016 году в одной из региональных энергосетевых компаний был реализован проект
по борьбе с коммерческими потерями на основе сценария интернета вещей
(IoT).
Проблема коммерческих потерь в компании была достаточно острой. До 40%
электричества в отдельных населенных пунктах попросту воровали из сети с
помощью «набросов» и «заряженных» приборов учета, в результате чего компания
несла прямые убытки. После развертывания информационной системы поиска очагов
потерь в четырех регионах присутствия только с января по август 2016 года было
обнаружено 3 000 случаев безучетного потребления электроэнергии.
На смену консервативным методам борьбы с потерями пришел анализ массивов
данных со счетчиков. По IoT-сценарию, данные о потреблении электроэнергии
собирают с приборов учета в квартирах и домах и раз в 15 минут передают с
помощью веб-приложений в единую базу данных на платформе SAP HANA. Таким
образом из огромных массивов данных формируется детальный график
энергопотребления по каждому потребителю. В результате анализа собранной
статистики компания выявляет случаи атипичного потребления электроэнергии,
визуализирует очаги потерь в привязке к карте и рассчитывает, где могут
находиться недобросовестные потребители. Так сценарий рассчитывает объем
возможной кражи в очаге потерь и формирует основания для оплаты похищенной
энергии.
В результате проекта в отдельных населенных пунктах потери были сокращены с
40% до 3%.
ГОД БОРЬБЫ С ПОТЕРЯМИ
Как показывают последние примеры, отечественная энергетика уже сегодня
переходит на применение комплексных подходов к сокращению потерь, но развитие
интеллектуальной сети приборов учета до сих пор находится на этапе активного
развития. Нам предстоит наверстать упущенное, причем это нужно сделать с учетом
того, как умные приборы учета, интернет вещей и обработка больших данных уже
поменяли мировую энергетику. Думаю, до конца 2017 года, названного годом борьбы
с потерями, мы прочитаем еще много новостей об инновационных решениях в
российских электросетевых компаниях.