Старший директор по стратегии Oracle Utilities в регионе EMEA Мартин Данли в интервью BigpowerNews рассказал о значении цифровой трансформации в энергетике и ЖКХ и об основных трендах в этой сфере в России и мире.
Каковы главные итоги 2016 года в отношении работы Oracle в секторе
электроэнергетики и ЖКХ? В конце года прошла конференция Oracle Digital Day
2016 в Москве, что больше всего интересовало заказчиков, какие выводы сделаны,
какие новые продукты представлены?
Отрасль энергетики и ЖКХ сейчас претерпевает значительные изменения: с
одной стороны, приходится искать новые методы управления своей инфраструктурой
для оптимизации расходов и повышения надежности, с другой внедрять
инновационные методы взаимодействия со своими клиентами и предоставлять им
более широкий фокусный набор услуг. Эти процессы требуют определенного отхода
от традиционного мышления, решительности и нацеленности на инновации.
Реализации этих востребованных изменений будут способствовать усилия всех
сторон: технологических партнеров, регуляторов и конечно самих предприятий
отрасли. Секция «Цифровые технологии в энергетике», прошедшая в рамках
московской конференции Oracle Digital Day 2016, подтвердила интерес российских
компаний, работающих в сфере энергетики и ЖКХ, к вопросам цифровой
трансформации. Сегодня перед ними стоит задача серьезной реорганизации,
перестройки своей работы. Причины – не только проблемы продолжающегося
устаревания и износа сетевого хозяйства, но и изменения в ожиданиях клиентов,
потребности в цифровой трансформации, внедрении новых подходов к организации
деятельности.
Решению поставленных задач способствует появление новых технологических
решений, таких как Big Data, предиктивная аналитика, «мобилизация» потребителей
и облачные технологии. На базе этих технологий появились решения, которые можно
предложить рынку, направленные на управление жизненным циклом активов
предприятий ЖКХ на основе мониторинга технического состояния всех сетевых и
линейных активов в режиме реального времени, управления рисками и надежностью
на основе новейших технологий Интернета вещей. Кроме того, появилась
возможность управления парком цифровых приборов, а так же был осуществлен
поворот к клиент-ориентированной технологии, включающий возможности подключения
распределённой генерации, сервисов многоканального оповещения потребителей и
др.
Какие решения Oracle в сфере электроэнергетики и ЖКХ
пользуются наибольшим спросом в России? Какова численность российской
клиентской базы по этим продуктам?
Следуя международным концепциям развития энергетики, российские
энергокомпании внедряют интеллектуальные приборы учета электроэнергии,
модернизируют инфраструктуру и автоматизируют свою деятельность. В мире решения
Oracle Utilities применяют 70−80% предприятий отрасли. В России тренды
сравнимы. Наши отраслевые решения используют основные российские
энергокомпании, включая «КЭС Холдинг», «Челябэнергосбыт» и ряд других.
Предприятия энергетики и ЖКХ интересуются новыми разработками, которые
позволяют эффективнее управлять данными, исследуют возможности цифровой
трансформации, о которой сегодня так много говорят. Традиционно для этой
отрасли важными считаются «умные» технологии: «умные» датчики и приборы учета,
«умные» сети (Smart Grid). Они получают все большее распространение в виде
различных интеллектуальных устройств, продуктов и сервисов. Меняются и ожидания
клиентов. И это серьезный вызов для предприятий энергетики и ЖКХ. Необходима
платформа для внедрения новых сервисов и новых методов ведения бизнеса.
Oracleделает существенные инвестиции в облачные технологии.
Насколько востребованы эти решения в российской электроэнергетике? Насколько
участники российского рынка доверяют Oracle в размещении своих данных
в облаках компании?
Предприятия энергетики и ЖКХ получили возможность выбора способа
развертывания приложений, могут использовать их в виде облачных сервисов. По
данным исследования Oracle Utilities «On Cloud Now: Cloud Technologies are Here
for Utilities» («Уже в облаке: предприятия энергетики и ЖКХ осваивают облачные
технологии»), первыми облачные технологии внедряют крупные энергокомпании
(72%), за ними компании небольшого и среднего размера (50% и 23%
соответственно).
В дополнение к сервисам PaaS и IaaS мы предлагаем Utilities Cloud Solutions
облачное решение на основе Oracle Cloud, включающее отраслевые приложения.
Кроме того, мы исследуем новые возможности использования облачных сервисов для
решения сложных актуальных задач в отрасли в России. Так, например, мы
предлагаем заказчикам новые сервисы, позволяющие разместить облако Oracle в
дата-центре заказчика на территории России, что решает задачи локализации
данных (таких кaк персональные, содержащие банковскую или коммерческую тайну,
секретную информацию) в соответствии с требованиями российского
законодательства. Облака открывают совершенно новый мир, и мы стремимся найти
оптимальный путь, чтобы раскрыть его потенциал в сфере энергетики и ЖКХ. Теперь
каждый заказчик может построить свой дата-центр с Oracle. В России есть
огромный интерес и первые заказчики этой услуги.
Несомненно, облачные сервисы будут развиваться как количественно, покрывая
все более широкие потребности вертикальных рынков, так и качественно,
предоставляя принципиально новые возможности. И это поможет предприятиям
энергетики и ЖКХ осваивать облачные технологии, лучше адаптироваться к столь
современному изменчивому рынку.
В мае 2016 года Oracle объявила о приобретении поставщика
облачных сервисов для электроэнергетики и ЖКХ Opower. Что нового
в связи с этим компания предложит рынку и когда?
Перед отраслью стоит задача перехода на новые способы обслуживания клиентов.
Компания Opower – поставщик облачных сервисов для взаимодействия с клиентами и
повышения энергоэффективности. Ее платформа для работы с большими данными
позволяет предприятиям энергетики и ЖКХ сокращать затраты на обслуживание,
выполнять требования регулирующих органов, да и клиентам становится
удобнее.
Объединение технологий двух компаний дает возможность предложить современные
облачные приложения, создать полную облачную платформу, поддерживающую широкий
спектр процессов от измерительных устройств до сетей и конечных
пользователей.
Насколько изменения экономической ситуации влияют на емкость рынка
IT-решений для электроэнергетики и ЖКХ в мире и в России, каковы
ожидания по итогам текущего года? Что ждет его в следующем году?
Экономическая ситуация заставляет компании и организации искать способы
повышения эффективности, снижения издержек. И энергетика и ЖКХ – как раз те
области, где изменения в результате цифровой трансформации наиболее
значительны. Предприятия отрасли, которые осознали потенциал новых форм
взаимодействия с клиентами, видят существенные положительные изменения. Клиенты
же получают возможность выбора наиболее удобного для себя канала общения с
коммунальными службами, получения от них информации. А предприятия энергетики и
ЖКХ, со своей стороны, могут заметно повысить эффективность своей работы и
сократить издержки. Все это, наряду с принятой в России энергетической
стратегией, позволяет рассчитывать на рост данного рынка.
В частности, инициатива EnergyNet Минэнерго, предусматривающая создание
умных сетей, фактически внедряет в административном порядке то, что уже активно
используется за рубежом. Как технологическому вендору, нам очень близки многие
положения EnergyNet. Например, инновационная технология Oracle для управления
электрическими сетями и сетевыми устройствами предназначена специально для
того, чтобы обеспечить управление распределительными энергетическими сетями. В
ее основе лежит единая оперативная модель сети реального времени.
Эта модель позволяет в том числе осуществлять моделирование и агрегацию
нагрузки распределенной генерации (DER). В США на ее основе созданы оперативные
диспетчерские и ситуационные центры, позволяющие снизить ущерб от
катастрофических природных явлений – ураганов, торнадо. Это очень важно с
учетом того, что в России к умным сетям есть дополнительные требования из-за
огромных расстояний, крупных промышленных центров, неравномерного расположения
электростанций в различных часовых поясах и климатических зонах страны.
Каковы основные проблемы работы на российском рынке?
Доминирующим трендом для российских компаний остается оптимизация. Сегодня
она подразумевает не столько сокращение ИТ-бюджетов или заморозку ИТ-инициатив,
сколько перераспределение затрат и смещение фокуса на более эффективные
технологии, обеспечивающие более быструю и понятную отдачу, а также учитывающие
глобальные тренды развития отрасли ИТ (облачные сервисы, интернет вещей,
аналитика больших данных и пр.).
И вопреки мнению, что отрасль энергетики и ЖКХ медленно осваивает новые
технологии, результаты недавнего исследования Oracle показали, что в мире 45%
предприятий отрасли уже используют облачные сервисы и 52% планируют их
внедрение. Более двух третей энергетических компаний применяют облачные
технологии для управления информацией о клиентах, либо имеют такие планы на
ближайшие три года. Россия не остается в стороне от мировых тенденций.
В России наблюдается рост производства приборов для управления сегментами
сетей, растет количество различных смарт-устройств, которые могут ограничивать
потребление в случае неплатежей или пиковых нагрузок. Отечественных разработок
в этой области пока мало, но Oracle внедряет программные и облачные
технологии для эффективного управления совместно с российскими партнерами.
Российские энергосбытовые компании, использующие технологии Oracle,
адаптированные российскими партнерами, уже имеют технологическую возможность
ограничивать своих недобросовестных потребителей с помощью интеллектуальных
смарт-устройств.
А с внедрением умных сетей появляется возможность управлять спросом
потребителя электроэнергии, договариваться с ним об обоюдовыгодных режимах
энергопотребления. Гибкие тарифы выгодны и клиентам, и компаниям, которые за
счет перераспределения пиков потребления энергии не тратят деньги на
строительство новых электростанций. IT-решения также предоставляют компаниям
возможность персонализации счета в личном кабинете клиента. Профиль потребления
клиента дает возможность предлагать ему индивидуальные решения для снижения
расходов.
Какой стратегии будет придерживаться Oracle в ближайшие 3−5
лет в секторе электроэнергетики и ЖКХ? Какие еще направления инвестиций, кроме
облачных технологий, Oracleсчитает для себя важными?
Предприятиям энергетики и ЖКХ нужны современные технологические решения для
удовлетворения растущих запросов клиентов, операционных требований и
регулирующих норм. Сегодня мы работаем над тем, чтобы способствовать дальнейшей
цифровой трансформации, внедрению новых технологий работы с клиентами,
управления клиентским сервисом, а также над задачами управления данными,
получаемыми с датчиков и приборов учета. Большое внимание уделяется и такому
направлению, как сервисы интернета вещей (IoT).
Как показало исследование, проведенное по заказу Oracle в России, в числе
наиболее важных приоритетов бизнеса – оптимизация бизнес-процессов (об этом
говорят 78% респондентов) и повышение гибкости использования ресурсов (50%
респондентов). Более половины (52%) руководителей крупных компаний
рассматривают как важный инструмент оптимизации бизнеса облачные сервисы.
Другие направления нацелены на совершенствование операционной деятельности
предприятий, управления активами, сетями, решений для мобильных сотрудников.
Наконец, предприятия энергетики и ЖКХ получают возможность раскрыть потенциал
больших данных, использовать развитую аналитику и генерировать сложные отчеты,
организовывать быстро растущие объемы данных из любых источников и превращать
эти данные в действенный инструмент для бизнеса.
Годовой оборот Oracle в мире составляет 37 млрд долларов США по итогам 2016
финансового года. И энергетика и ЖКХ, однозначно, является приоритетной
отраслью для нас. 10 из 10 крупнейших энергетических компаний мира являются
клиентами Oracle.