Одной из основных тенденций в электроэнергетике в 2015 году является активное участие государства в решении проблем энергокомпаний. Многомиллиардная помощь потребовалась таким крупнейшим игрокам отрасли, как "Россети" и "РусГидро". При этом не утихают споры относительно дальнейшего развития как отрасли в целом, так и отдельных компаний, под вопросом остается реализация важных инвестпроектов. О том, какова позиция Минэнерго в идущих спорах и как планируется решать возникшие вопросы, в интервью РИА Новости рассказал заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.
— Совет директоров «Россетей» рекомендовал акционерам
одобрить допэмиссию компании на 42,8 миллиарда рублей вместо планируемых ранее
64,4 миллиарда рублей. С чем связаны разногласия и уменьшение объема
допэмиссии?
— А никаких разногласий не было. Мы сразу пытались решить несколько проблем:
и докапитализировать «Ленэнерго», и получить деньги для строительства
электросетей к чемпионату мира по футболу, и довнести в «Россети» пакеты акций
ряда электросетевых компаний, которые остались у государства, и конвертировать
долг дочерних МРСК перед ФСК. Получилась достаточно сложная конструкция, и
поэтому мы разбили ее на несколько этапов. Прежде всего «Ленэнерго» и чемпионат
мира по футболу. Следующий шаг — довнесение маленьких пакетов акций
электросетевых компаний и конвертация долга ФСК — будет совершен несколько
позже. В этом и вся интрига. Просто включили большой объем активов, потом
оказалось, что пока мы будем их рассматривать, на это уйдет пара месяцев, а при
этом есть более важная задача по «Ленэнерго», для решения которой очень важна
скорость принятия решения.
— Актуальна ли еще долгосрочная стратегия «Россетей» по переводу
всех дочерних компаний на единую акцию и единый тариф?
— В долгосрочной стратегии развития электросетевого комплекса, которая
рассматривалась в правительстве, этого нет. В целом, на мой взгляд, переход на
единую акцию — это не совсем правильная вещь. Все-таки в стратегии развития
электросетевого комплекса предусмотрено привлечение в него частных инвесторов.
Переходом на единую акцию мы эту идею существенно нивелируем. Переход на единый
тариф — очень специфическое решение, влекущее серьезные социально-экономические
последствия. Последствия такого решения надо очень серьезно просчитывать, и не
факт, что это правильная вещь, потому что мы точно лишаем регионы возможности
своей тарифной политикой влиять на развитие собственной экономики. В данном
случае мы у регионов будем отнимать тогда очень серьезный инструмент
выстраивания разумной экономической политики, в том числе посредством
становления соответствующих тарифов, реализации инвестиционных программ. На мой
взгляд, это неправильно.
— Какова позиция Минэнерго относительно нежелания ФСК входить в
единое казначейство «Россетей»?
— У ФСК есть своя система казначейства, и они в ней работают достаточно
давно. При обсуждении вопроса интеграции одного казначейства с другими надо
просчитать все последствия, экономический эффект. Просто так объединять
денежные потоки и следить за ними, не имея никакой конкретной цели, какого-то
смысла, на мой взгляд, не совсем правильно. Единые казначейства должны
создаваться таким образом, чтобы обеспечивать разумность, наличие экономических
стимулов, эффектов. Противоречий никаких я не вижу, нужно просто просчитать
последствия.
— Инвестиции в строительство и модернизацию электросетей в
Калининградской области для присоединения к энергосистеме новых электростанций
«Россети» оценили в 12 миллиардов рублей. Минэнерго согласовало эти объемы
инвестиций?
— Нет. Для этого должна быть заявлена, рассмотрена и утверждена
соответствующая инвестпрограмма «Янтарьэнерго» («дочка» «Россетей» — ред.). Мы
ее должны рассмотреть, определить источники финансирования. Пока утвержденных
решений нет. И если идет речь о том, чтобы профинансировать (строительство и
модернизацию электросетей в области — ред.) за счет платы, которую фактически
заплатит генерация, то это достаточно смелое предположение. Генерация платит
только за схему выдачи мощности (строительство электросетей, необходимых для
подключения электростанций к энергосистеме — ред.). Если речь идет еще и о
модернизации электросетей всего региона, то это не совсем правильно. Поэтому к
сумме в 12 миллиардов рублей я отношусь со скепсисом.
— Есть ли решение о том, из каких средств и в каком объеме ФСК будут
предоставлены средства на строительство электросетей в рамках проекта
расширения БАМа и Транссиба?
— Сейчас ситуация с БАМом и Транссибом достаточно сложная. На первый этап —
участок Нижнеангарск — Чара и все, что связано с развитием Удоканского
месторождения, — финансирование есть, а по второму, третьему этапам есть
сложности. Поэтому сидим в переговорах с коллегами из федеральных органов
исполнительной власти. Обсуждаем общий объем и, самое главное, механизмы
финансирования на все три этапа.
— На совещании у помощника президента РФ Андрея Белоусова
обсуждалось введение долгосрочного инвесттарифа для энергокомпаний Дальнего
Востока. Какое решение было принято?
— Дискуссия не закончена, по итогам совещания были даны поручения
министерству по развитию Дальнего Востока, Федеральной антимонопольной службе,
Минэкономразвития и Минэнерго уточнить методологию, приемлемость тарифа,
влияние роста цены на электроэнергию, макроэкономические последствия.
— Какова предложенная схема компенсации разницы между фактическим
тарифом на электроэнергию и экономически обоснованным?
— Одно из предложений состоит в том, что эта разница будет компенсирована за
счет роста цены в первой и второй ценовых зонах (энергорынка, которые
охватывают европейскую часть РФ, Урал и Сибирь — ред.).
— На каком этапе обсуждения идея ввести целевой сбор с генерирующих
компаний для поддержки «РАО ЭС Востока», который, по разным оценкам, достигнет
5,6−8 миллиардов рублей в год?
— Она обсуждается.
— «РусГидро» предложило в рамках предстоящей допэмиссии передать ей
акции дальневосточных энергокомпаний. Минэнерго по поручению Трутнева
подготовило проект указа президента РФ о развитии «РусГидро». В нем
предусмотрена консолидация всех энергокомпаний ДФО?
— У нас есть идея включить государственную компанию ДВЭУК в периметр
«РусГидро», но это не значит, что все оставшиеся энергокомпании, работающие на
территории Дальнего Востока, должны быть туда же присоединены. Мы не ставим
перед собой такую цель.
— Каковы прогнозы по динамике потребления электроэнергии в 2015 и
2016 годах?
— Мы исходим из консервативного прогноза, что в следующем году будет порядка
1,02 триллиона кВт-ч, то есть рост к 2015 году около 0,9%. В этом году пока
идем с отставанием в 0,1% по сравнению с 2014 годом (с учетом потребления Крыма
— ред.).
— В 2015 году планировали уйти от статуса «вынужденных по теплу» для
энергоблоков, который позволяет им получать повышенные платежи за мощность, но
пока он остается. Сохраняются планы убрать эту категорию
«вынужденных»?
— «Вынужденных по теплу», безусловно, быть не должно. Но с учетом того, что
у нас стала тормозиться реализация модели «альтернативной котельной» (новая
модель рынка тепла — ред.), на которую мы возлагали большие надежды, нам
пришлось пойти на несколько другую модернизацию конструкции «вынужденных по
теплу». Я думаю, что на ближайшее время они сохранятся. Мы просто поменяли к
ним подход: регионы будут нести ответственность в виде того, что тарифная
нагрузка будет падать именно на тот регион, где работает «вынужденный по
теплу». Не на ЗСП (зона свободного перетока, например, Урал, Кавказ и другие —
ред.), как раньше распределялось, а вся (нагрузка — ред.) на конкретный регион.
Поэтому руководителю региона нужно будет подумать, что потом делать при
принятии такого решения: либо поработать с тарифами на тепло, либо создавать
условия для того, чтобы станции выводить из эксплуатации.
— Опасений нет, что в регионах с «вынужденными по теплу» могут
значительно вырасти тарифы?
— Не думаю, что это будет носить массовый характер. Допускаю, что по
отдельным регионам может возникнуть такая проблема. Но с другой стороны,
сколько можно жить за счет соседа, за счет других потребителей. В регионе, где
есть тепловая электростанция с низким тарифом на тепло, возможный рост тарифа
будет касаться только одного населенного пункта. Сейчас затраты на тепло для
отдельных потребителей перекладываются в стоимость электроэнергии, за что
платят все оставшиеся потребители и этого региона, и других регионов этой ЗСП.
Это неправильно, нельзя перекладывать свои проблемы на других. Мы об этом
говорим давно и сейчас предложили такой способ решения.
— У ФАС есть идея разбить тарифный период на кварталы. Как Минэнерго
относится к данной инициативе?
— Если честно, я отношусь к этому негативно. Энергетическим компаниям и
потребителям нужна стабильность. Индексация — это то же самое тарифное
регулирование и его можно проводить по-разному. Та система, которая есть сейчас
— изменение тарифов раз в год — это меньшее из зол. Конечно, идеальная
ситуация, если бы тарифы устанавливались на более длительный период и не
подлежали бы изменениям.