Кудепстинская ТЭС — один из самых скандальных объектов Олимпиады-2014. Ее строительство сопровождают протесты местных жителей, отказы инвесторов и трудности госсогласований. О том, как справиться с этими трудностями и удастся ли построить станцию вовремя, в интервью корреспонденту РБК daily в Сочи Валерию Перевозчикову рассказал Сергей Чернин, президент корпорации «ГазЭнергоСтрой» .
Кудепстинская ТЭС — один из самых скандальных объектов Олимпиады-2014.
Ее строительство сопровождают протесты местных жителей, отказы инвесторов и
трудности госсогласований. О том, как справиться с этими трудностями и удастся
ли построить станцию вовремя, в интервью корреспонденту
РБК daily в Сочи Валерию
Перевозчикову рассказал Сергей Чернин, президент корпорации «ГазЭнергоСтрой»
(компания — ответственный исполнитель по строительству Кудепстинской
ТЭС).
Олимпиада при свечах
— Вы часто называете Кудепстинскую ТЭС ключевым звеном энергообеспечения
Олимпиады. На чем основано это утверждение?
— На расчетах Минэнерго и просто на том факте, что 367 МВт — это
даже по формальным признакам самая большая станция в сочинском регионе. Есть
Cочинская ТЭС — это 180 МВт и Адлерская ТЭС — 360 МВт.
— Сейчас пиковые нагрузки при условии большого строительства составляют
530 МВт, по словам руководства «Кубаньэнерго». Кроме того, есть
возможность обеспечения города энергией из энергосистемы Юга. В чем же
заключается необходимость развития собственной генерации в Сочи?
— Ситуация простая, есть уполномоченные Минэнерго институты —
«Энергосетьпроект», например, они прогнозируют, что во время Олимпиады нагрузка
в Сочи будет не менее 1380 МВт. Вы прекрасно знаете, что сейчас большая часть
объектов еще строится. При эксплуатации объект может потреблять 20—30 МВт, в
период строительства ему хватит и 1 МВт.
Второе — именно из-за дефицита электроэнергии существует огромный
отложенный спрос. «Кубаньэнерго» просто не давала подключаться большому
количеству потенциальных потребителей и девелоперов, потому что Олимпиада
прежде всего. После Игр, по прогнозам Минэнерго, нагрузка будет только расти и
к 2015 году достигнет 1440 МВт, и наша ТЭС будет еще более востребована.
— Но как же магистральные линии? В сетевых компаниях всегда говорили
об их надежности, о том, что они модернизированы и способны обеспечить
город энергией извне. Противники ТЭС уверены, что в энергосистеме Юга есть
излишки, способные удовлетворить все потребности города.
— Во-первых, это не так. Система Краснодарского края весьма дефицитна. Вы
сами прекрасно знаете, какие сейчас существуют в Сочи проблемы с постоянными
отключениями. Мне из офиса в Кудепсте часто не могут письмо отправить, потому
что просто нет света.
— Бытует мнение, что все эти перебои проистекают в первую очередь от
крайне изношенных распределительных сетей, о чем открыто говорят и в
администрации города, и в «Кубаньэнерго». Не является ли он более значимым
фактором, чем наличие или отсутствие в Сочи собственных мощностей?
— Мэр Анатолий Пахомов, когда говорил об этом на совещаниях в Минэнерго,
имел в виду сочинские распределительные сети по 10 кВт. Их тоже надо
реконструировать, это большая беда. Я в это не лезу. Я как гражданин считаю,
что Сочи должен быть образцово-показательным к Олимпиаде. Поэтому если
«Кубаньэнерго» будет перекладывать сети, это будет только хорошо и вместе с
собственной генерацией приведет к бесперебойному снабжению Сочи.
Но перекладывать или делать новые магистральные линии — это очень
дорого и сложно из-за погодных условий и особенно в преддверии Олимпиады. Любые
ураганы, любые стихийные бедствия, любой обрыв в горах кабелей — и
все — Сочи остается без электроэнергии.
— Если подытожить тему необходимости строительства, все-таки без ТЭС
можно провести Зимние игры в Сочи или нельзя?
— Можно обойтись вообще без электроэнергии и провести Олимпиаду при свечах.
Но нам как гражданам должно быть стыдно. Можно ввести режим безумных
ограничений и как-нибудь обойтись. Но это неправильный подход. И главное,
принимать такие решения — это не наша функция, а функция Минэнерго. Они же
считают, что станция необходима. Она будет востребована и после Олимпиады.
Правительство сделает все, чтобы максимально загрузить Сочи. Уж коли создается
новая инфраструктура и образцово-показательный город, надо это использовать.
Там будет и «Формула-1», и чемпионат мира по футболу, и много других
мероприятий, я думаю.
Экспертиза с пятого раза
— Почему ФАУ «Госэкспертиза России» отклонила ваш проект? Что поменялось
после того, как его отправили на доработку в декабре прошлого года?
— В декабре была простая ситуация. Было поручение правительства — до 7
декабря сделать главную экологическую экспертизу, а до 10−го — выдать
заключение Главгосэкспертизы. Но учитывая, что 8—9 декабря были выходными
днями, то физически на руки заключение экологической экспертизы
Росприроднадзора, датированное 10−м числом, мы получили только 11 декабря.
Таким образом, по формальным признакам Главгосэкспертиза не успела посмотреть
эту документацию. По закону мы должны были подавать документы во второй
раз.
Замечу, что в Сочи проектные организации в Госэкспертизу заходят по 4—5 раз.
Ничего в этом страшного нет.
— И все-таки в письме из ФАУ «Госэкспертиза России» четко сказано, что
были замечания и по состоянию на конец января исправленная проектная
документация на рассмотрение не поступала. Сейчас она поступила, по вашим
словам. Но все-таки какие конкретно замечания были устранены?
— Много замечаний было устранено — в основном они оформительского
характера. Наш принцип такой — мы стараемся угодить экспертам, не споря с
ними. Пока это не переходит какие-то разумные грани, конечно.
— То есть принципиальных замечаний не было?
— Принципиальных, неустранимых замечаний технического характера не было и
нет. Хотелось бы только пожелать более конструктивной и живой работы с
экспертами. Вот и все, больше ничего. Часто проектировщики неделями не
понимают, чего от них хотят.
— То есть вы не удовлетворены работой с экспертами?
— Это нормальный творческий процесс. Мы уже проходили его с другими
станциями. Но здесь политизированный объект, и, к сожалению, вокруг него много
шумихи, что плохо. Это давит на экспертов.
— Можете привести какой-нибудь самый показательный пример?
— Например, существует три или четыре метрологии расчетов. Наши
проектировщики берут одни, а эксперты — другие, самые жесткие. То же самое
было и с Росприроднадзором. И все именно из-за общественного резонанса.
В итоге пришлось пойти на сильное удорожание проекта.
— Когда ожидается выход из Госэкспертизы?
— В марте — начале апреля. Работа идет. Будут еще замечания —
устраним. Хочу заметить, что в дополнение к Главгосэкспертизе проект проверяют
еще четыре крупнейшие независимые экспертные организации, в том числе и
международные. Все они проработали на рынке уже десятки лет. Независимые
эксперты проверяют проектную документацию Кудепстинской ТЭС на соответствие
российским нормативам и техническим регламентам. Три экспертные организации уже
дали положительные заключения по проекту, четвертое ожидается в марте.
Экология политической ориентации
— Вы сказали, что проект политизирован, но в то же время нельзя отрицать,
что и с точки зрения защиты окружающей среды размещение промышленного объекта
на курорте вызывает вопросы. Как строительство станции в Кудепсте соотносится с
федеральным законом о лечебных местностях и курортах, который запрещает
возведение промышленных предприятий на территории второй горно-санитарной зоны
охраны?
— Мы уже прошли Роспотребнадзор, который нас проверял, потом главного
санврача Краснодарского края, который дал свое положительное заключение.
Главная экологическая экспертиза Росприроднадзора тоже дала положительное
заключение. Ну и если читать этот закон, насколько я помню, он допускает
возведение инфраструктурных объектов.
И самое главное — мы ни на йоту не заходим на территорию национального
парка. Расхожее мнение, что станция будет строиться чуть ли не в нацпарке. Это
абсолютно не так.
— Но совсем рядом.
— Да, рядом.
— В протестах жителей вы видите исключительно политическую подоплеку? Вы
не считаете, что данные ОВОС, где, в частности, сказано, что выбросы диоксида
азота составят 919 т в год, могут вызвать опасения у людей, безотносительно от
их политической ориентации?
— Во-первых, реальные выбросы будут в разы меньше. На станции планируется
установить 20 новейших систем газоочистки, а данные ОВОС содержат максимальные
расчетные показатели. Во-вторых, мы уже прошли все возможные экологические
экспертизы, проект соответствует всем санитарным и экологическим нормативам. Я
вижу в протестах не политическую, а исключительно коммерческую подоплеку хозяев
земли, которые всем известны, не буду говорить, кто это… Есть определенные
планы по освоению этой территории. В 2011 году была установлена
кадастровая стоимость земли, расположенной напротив станции, — около
111 тыс. руб. за 1 кв. м. Всем, сведущим в предолимпийских делах, понятно,
для чего это было нужно — подороже продать и по возможности государству.
Поэтому я на народ даже никак не злюсь. Настроить можно кого угодно и как
угодно. Здесь чисто коммерческие интересы.
— Почему ваша компания взялась за этот проект? Ведь до вас две отказались
от него. И, в общем-то, риски в виде протестов местных жителей, экологов и
чрезвычайно сжатых сроков строительства были прогнозируемы. Почему вы все-таки
решились пойти на это?
— Во-первых, площадка была определена поручением правительства, и она никак
не менялась. Второе — мы забываем, что ТГК-2, которая отказалась
реализовать этот проект, посчитала то место, где мы сейчас строим, весьма
затратным. Они просили место напротив, как раз там, где находится тот самый
микрорайон Кудепста-3, на правом берегу реки. Оно действительно с точки зрения
затрат намного дешевле, великолепное место. Но там 200 м до жилья. У нас
сейчас источники выбросов находятся в 500 м от домов. По СНИПам мы более чем
проходим. Проблема ТГК-2 была как раз в переносе площадки подальше от домов и
связанными с этим затратами. Они действительно по СНИПу не проходили. Хотя я не
исключаю, что они тоже столкнулись с сопротивлением хозяев земли.
— Почему был выбран именно такой, газопоршневой тип станции? Правда ли,
что у станций другого типа, газотурбинных, выбросы на 30% меньше? Кроме того
что электроэнергия в случае применения более традиционных технологий обходится
дешевле.
— У газотурбинных выбросы больше, мы можем сколько угодно об этом спорить.
Мы выбрали газопоршневой тип станции из-за экологичности (газотурбинные станции
требуют огромного расхода воды, а в Сочи это огромный дефицит) и быстроты
сборки. Мы бы не построили газотурбинную ТЭС за такое время, это большой объем
строительных работ и время производства оборудования. А у нас 20 машин, которые
можно легко собрать как конструктор. Кстати, только что мы с представителями
корпорации «Олимпстрой» официально ездили принимать все 367 МВт. Все
двигатели полностью готовы и уже стоят на отгрузке в порту Триеста. Они,
конечно, несколько дороже. Но что еще важно — они не потребляют много
воды, которая в Сочи дорогое удовольствие.
Успеть до Олимпиады
— Расскажите об экономике проекта, каковы объемы ваших инвестиций? И за
какие сроки они окупятся?
— Общий объем инвестиций примерно 20 млрд руб., и станция будет сдана под
ключ.
— Так каковы сроки окупаемости?
— Как обычно при строительстве подобных объектов — порядка десяти
лет.
— Уже есть договор на поставку мощности (ДПМ)?
— В процессе оформления. Есть поручение правительства на этот счет.
— Ожидалось, что ДМП появится весной 2012 года. Почему этого не
произошло?
— Вопросы к правительству. Все происходит, но потихонечку. Нас это тоже
волнует. Но этот вопрос будет решен.
— Когда вы только зашли в проект, говорили, что закончить его в срок
можно при оперативном решении ряда организационных вопросов. И вот, как
выясняется, не все вопросы решаются оперативно. Какие еще проблемы есть кроме
подписания договора на поставку мощности?
— ДПМ не делает невозможным строительство. Просто то, что мы планировали
делать в одну или две смены, придется делать в три. Но это нормальная, к
сожалению, ситуация перед Олимпиадой. Не только мы так работаем, но и многие
другие.
И еще протесты жителей. Мы не могли заехать на площадку с мая по август. Вы
помните все эти истории. Мое мнение как гражданина, что это просто хулиганство.
Я понимаю, что это деньги с той стороны. Но некоторые люди совершенно
бескорыстно поверили во всю эту ахинею про экологию, мы старались их
разубедить. Но я считаю, что и местная власть обязана оказывать содействие и
пропагандистскую работу в этом плане. Но, к сожалению, мы сейчас имеем то, что
имеем. Эти митинги у нас украли где-то пять-шесть месяцев.
— Но в чем проблема, если у вас были все законные основания зайти на
площадку и начать работы?
— О чем вы говорите! Ведь для того чтобы сдать документы на экспертизу, надо
провести изыскания, привезти буровые станки. А если стоит какой-то крест перед
площадкой на единственном въезде, перед мостом, как это сделать?
— То есть у вас сейчас есть полная уверенность в том, что если в марте
будет получена Госэкспертиза, то строительство будет закончено. Когда?
— Да, если будет ДПМ, то мы вовремя построим станцию.
— Вовремя — это когда?
— До Олимпиады.
— 6 февраля 2014 года?
— До Олимпиады мы построим станцию и введем ее в эксплуатацию, если все
условия будут выполнены.
РБК daily, 5 марта 2013
г