Одна из крупнейших российских энергомашиностроительных компаний «ЭМАльянс»,
похоже, нашла долгожданного стратегического инвестора. Недавно о покупке этой
компании заявил концерн «Силовые машины» Алексея Мордашова. О том, какие
цели преследует объединение двух компаний, как отразится вступление России в
ВТО на отечественном энергомашиностроении и почему инвесторам не стоит
отворачиваться от этого сектора, корреспонденту
РБК daily ЮЛИИ ГАЛЛЯМОВОЙ
рассказывает президент «ЭМАльянса» ТИМУР АВДЕЕНКО.
— Два года назад в это же время ваша компания активно
готовилась к проведению IPO. Почему не удалось выйти на биржу?
— IPO не состоялось по тем же причинам, что и у других компаний: очень
сильная волатильность. Технически мы были полностью готовы, однако конъюнктура
рынка складывалась таким образом, что мы не могли получить справедливую
рыночную цену, а это было одной из главных наших задач. Конечной целью мы
видели привлечение впоследствии стратега для дальнейшего развития компании на
условиях реальной фундаментальной оценки бизнеса. В текущей ситуации такие
оценки на открытых рынках невозможны, а следовательно, сама идея пока не очень
интересна.
— Долгое время «ЭМАльянс» существовал и развивался, не помышляя
о размещении акций или привлечении инвестора. Насколько критичным является для
компании поиск инвестора или публичное размещение акций? Достаточно ли у вас
ресурсов, чтобы продолжить самостоятельное развитие?
— Компания, безусловно, может и будет органически развиваться. Но есть
направления, которые мы, ориентируясь только на собственные силы, будем
реализовывать долго, а что-то не сможем реализовать вообще. С партнером мы
сделаем это быстрее. Самостоятельное развитие в данном случае может быть
привлекательно с точки зрения сиюминутной выгоды для акционера, при этом можно
упустить либо не до конца реализовать целый ряд возможностей. Партнер же должен
дать компании что-то новое. Это могут быть ресурсы для ее развития —
финансовые, менеджерские, административные, а также технологии, референции
или новые рынки.
— Почему «ЭМАльянс» выбрал именно структуру Алексея
Мордашова?
— На сегодняшний день «Силовые машины» (СМ) наиболее привлекательный партнер
с точки зрения эффективного развития профильного бизнеса, но надо учитывать,
что это не единственный возможный вариант развития. В рамках общей
стратегии мы традиционно рассматриваем сразу несколько возможных сценариев и
ведем переговоры в соответствии с этим и с промышленными компаниями, в том
числе западными, и с инвестиционными фондами. Обсуждаемая сделка нам,
безусловно, наиболее интересна, но она еще не состоялась, и есть ряд условий,
которые каждая из сторон в течение определенного времени должна выполнить.
Сегодня обе стороны демонстрируют настрой на удачное ее завершение.
В целом у нас есть договоренность по всем принципиальным вопросам. То, что
в свое время мы не обсудили на ранних стадиях с «Интер РАО», учли в переговорах
с СМ.
— Какого результата вы ожидаете от сделки с «Силовыми
машинами»?
— Это тоже энергомашиностроительная компания, и в своей области она является
лидером рынка, как и мы в своей. Такое слияние позволило бы объединить ресурсы
для разработки новых технологий, дать комплектные предложения по основному
оборудованию (котел, турбина, генератор), предлагать типовые решения, единые
подходы к сервису. Заказчик от этого только выиграет. Кроме того, такое
объединение существенно повысит конкурентоспособность отечественного энергомаша
на зарубежных рынках, это тот путь, который в разные годы прошли практически
все крупнейшие международные компании. Появится новый глобальный российский
игрок на международном рынке, причем не в сырьевом,
а в технологическом секторе.
— Позволит ли вам новый партнер заключать временные альянсы с
зарубежными компаниями?
— Пока сложно говорить, как будет строить маркетинговую политику
объединенная компания. В целом стоит отметить, что наша конкурентоспособность
по ряду направлений в тепловой энергетике несколько выше, чем
конкурентоспособность СМ. Например, наши котлы-утилизаторы применимы для
газовых турбин любой мощности как импортных, так и отечественных. СМ ряд
газовых турбин сегодня вообще не производят, во многом это для них фактор
временный и «наследственный». В целом ряде случаев, на мой взгляд, нет смысла
отказываться от возможных поставок отдельно котельного острова. Наоборот,
появляется возможность диверсификации для компании, а у заказчика расширяется
вариативность возможностей работы с ней.
— А если, к примеру, СМ будут располагать необходимой турбиной,
а заказчик пожелает чужие турбины и ваши котлы. В таком случае возможен альянс
с иностранным производителем?
— Для заказчика важны параметры блока в целом, а не его отдельных элементов,
его общая эффективность, надежность, маневренность. Комплексное предложение
имеет ряд преимуществ — маневр в ценовых и технических параметрах, единый
подход в постпродажном обслуживании. Как правило, это более выгодно заказчику.
Кроме того, наши клиенты — это в первую очередь Россия и развивающиеся
рынки, те, кто уже эксплуатирует и знает все преимущества нашего
оборудования.
— Есть ли какая-то договоренность по поводу того, как будет
происходить взаимодействие с контрагентами?
— Если СМ станут мажоритарием в компании, то, безусловно, политику продаж,
внешней корпоративной коммуникации будут определять они. Но у нас одни и те же
контрагенты, поэтому, на мой взгляд, серьезных изменений не будет, будет
обеспечиваться преемственность.
— Что будет с руководством компании? Планируете ли вы оставаться в
«ЭМАльянсе»?
— Сделка еще не произошла, но если она состоится, я уверен, что люди,
которые могут и захотят работать в компании, продолжат свою деятельность. Что
касается меня, я выступаю в трех ипостасях в компании: как бенефициар, как
председатель совета директоров и как оперативный менеджер. По первым двум ответ
на поверхности — нет. Останусь ли я в качестве президента или в каком-либо
ином качестве, будет зависеть от того, насколько мои менеджерские способности
окажутся востребованы и применимы в новой компании.
— Обычно такие вещи заранее обговариваются. Может быть, есть
какое-то соглашение, в котором прописывается ваш будущий статус?
— Мы не ставили перед собой эту задачу. Есть гораздо более важные вопросы,
чем статус того или иного топ-менеджера.
— Вы не боитесь, что после продажи компании «Силовые машины»
поменяют стратегию «ЭМАльянса»?
— Речь идет не о поглощении, а о слиянии участников рынка, которые дополняют
друг друга. Это значит, что та стратегия и планы, которые мы реализовываем,
принимаются и одобряются покупателем. Безусловно, детали могут отличаться, но
основное целеполагание совпадает.
— Какой сейчас пакет заказов у «ЭМАльянса»?
— На сегодняшний день это около 55 млрд руб., при этом 23—25 млрд руб.
приходится на заказы, заключенные в течение 2011 года.
— В 2011 году «ЭМАльянс» приобрел хорватский завод Duro
Dakoviс. Будете ли вы продолжать наращивать активы за рубежом, приобретать
лицензии за границей? Существует ли вообще в этом потребность?
— Такая потребность есть. Duro Dakoviс — это лишь стартовая площадка
для выхода «ЭМАльянса» на европейские рынки. Одновременно мы ведем десятки
других переговоров. Сейчас 80% всех заказов приходится на отечественный рынок.
В ближайшие несколько лет мы рассчитываем на рост доли экспорта с 20 до
50%. Одним из необходимых условий является наличие европейских референций. В
последние годы мы присматриваемся к инжиниринговым компаниям. Однако
пока — либо дорого, либо много проблем. В то же время мы используем другие
формы технологического развития. Проводим собственные НИОКР, приобретаем
лицензии, договариваемся о партнерствах под ту или иную конкретную задачу.
Лицензию на утилизаторы приобрели у Nooter/Eriksen, и сегодня это половина
нашего портфеля заказов. В конце прошлого года получили право на ее расширение
на восточноевропейский рынок. Есть ряд соглашений с BWE, FOSTER Wheeler. При
этом мы открываем для себя и новые сферы. В течение нескольких лет искали
партнера, занимающегося газоочисткой, и сейчас ведем переговоры по этой теме с
одним из европейских лидеров — компанией Hamon.
— Что вам дало приобретение Duro Dakoviс? Какой прирост выручки и
заказов обеспечил этот актив?
— Мы приобрели Duro Dakoviс без долгов, но с очень небольшим портфелем
заказов — результат управления предыдущего собственника. По итогам года
выручка компании должна составить около 30 млн евро, падение к его потенциалу
примерно в 2,5—3 раза. Сегодня портфель заказов активно растет. По итогам 2012
года ожидаемая выручка — 70 млн евро. Мы активно развиваем Duro Dakoviс, в
том числе его возможности по проектированию, его подразделения по продажам.
Заказчиками компании в основном являются как развитые европейские рынки
(Великобритания, Швейцария, Финляндия, страны Восточной Европы), так и
развивающиеся (Египет, Сирия).
— А на российском рынке и в СНГ есть интересные активы?
— Производственных мощностей нам хватает. Однако если при исполнении заказов
мы будем испытывать временные затруднения, привлечем субподрядчиков. Сегодня на
долю «Красного котельщика» приходится всего 35—40% выручки холдинга, все
остальное — это либо собственный инжиниринг и управление проектами, либо
субподрядчики. Нас вполне устраивает такая ситуация с точки зрения
экономической целесообразности. По производственным активам в России и СНГ
сегодня мы не видим для себя потенциальных объектов для приобретения.
— Какая доля сейчас у компании на российском рынке?
— Если считать по состоявшимся в 2011 году тендерам на новое строительство
или глубокую модернизацию, по котлам-утилизаторам, это более 50—60%, по
угольным котлам примерно столько же. Если смотреть по объемам вводов —
40%, но с учетом портфеля уже заключенных контрактов эта доля будет расти с
каждым годом, по крайней мере, до 2015 года.
— Как повлияет на позиции «ЭМАльянса» на отечественном рынке
вступление России в ВТО?
— Сегодня таможенная пошлина на нашу продукцию составляет от 0 до 15%, и
этот коридор явно не является запретительным. Вступление в ВТО предполагает
снижение пошлины в два раза. В плане энергомашиностроения не думаю, что это
что-то серьезно изменит. Все мировые компании, которые хотели работать на нашем
рынке, уже работают либо конкурируют с нами на проводимых сегодня тендерах.
Рынок открыт. Возможно, краткосрочную финансовую выгоду смогут получить
заказчики. Очевидно, ее получат иностранные производители. Но не стоит
забывать, что в нашем секторе помимо цены важны другие факторы. Необходимо
учитывать, во что обойдется энергоблок за весь период жизненного цикла.
— Мы говорим о том, как изменится позиция вашей компании на
российском рынке, а не откроются ли для вас новые возможности на американском,
европейском или китайском рынке
— Нет, преференций мы не получим. Наши целевые рынки активно используют
комплекс протекционистских мер для защиты национального производителя и для
локализации передовых технологий в энергетике.
— Вы можете озвучить, какая доля «ЭМАльянса» приходится на
сервис, какая на поставку первичного оборудования?
— Долгое время складывалась ситуация, когда сервисом оригинального
оборудования в стране занималась любая ремонтная компания. Однако ряд крупных
аварий привел к осознанию и генераторами, и надзорными органами необходимости
изменений. Пока доля сервиса, предоставляемого оригинальными производителями,
также невелика — 10—15%, однако она с каждым годом растет. В России
практика длинных сервисных договоров между отечественными производителями и
генерирующими компаниями до прошлого года вообще отсутствовала. Сейчас
применение долгосрочных сервисных договоров рассматривается не только по вновь
вводимым объектам, но и по «старым», уже эксплуатируемым. Такие договоры мы
обсуждаем с «Газпром энергохолдингом», «Интер РАО», другими крупными
генерирующими компаниями.
— Несколько лет назад были большие ожидания по поводу
инвестирования в энергомашиностроение. Не было публичных компаний, но
считалось, что это будет быстрорастущий, привлекательный сектор. Сейчас есть
ощущение, что интерес спал и потребность в вашем оборудовании оказалась ниже,
чем прогнозировалось.
— Если говорить о текущей конъюнктуре, число инвесторов сократилось. Далеко
не у всех есть понимание логики нашего рынка, поэтому мы не хотели бы работать
с инвесторами, которые сравнивали бы наш бизнес по доходности, например, с
ритейлом. Сравнение не в обиду, просто подходы к оценкам должны быть разные.
Наше развитие ориентировано на более фундаментальные факторы и длительные
сроки. Так или иначе процесс обновления энергетики будет осуществляться, это
неизбежно. И если частный бизнес будет сохранять сомнения, то вопрос будет
не в отказе от инвестиций в модернизацию энергетики, а в том, кто будет
инвестором при отсутствии частной инициативы — население или государство.
Сегодня многие говорят о том, что за 2015 годом для крупного инвестора
горизонта не видно, но мой прогноз, что в 2013—2014 годах неизбежно
появятся новые механизмы инвестирования и горизонт вновь будет значительно
расширен.
— Каких результатов вы ожидаете по итогам
2011 года?
— По РСБУ ждем ориентировочно 14 млрд руб., что примерно на 10% выше по
сравнению с предыдущим годом. Рентабельность у нас выросла с 14 до 16%. При
этом сейчас мы получаем результат достаточно скудных и растерянных
посткризисных 2009—2010 годов, однако уже по результатам контрактной работы
прошедшего года выручка текущего года, по нашим предварительным оценкам, должна
увеличиться примерно на 30—40%.
6 февраля 2011 г, РБК
daily