Гендиректор НП «ИНВЭЛ» Эдуард Наумов и член совета директоров ЗАО «Финансовая Энергетика» Валентин Лохманов анализируют механизмы инвестирования в электроэнергетике и предлагают обеспечить инвестиционную составляющую в росте тарифа выпуском ценных бумаг. По мнению экспертов, это будет стимулировать энергетические компании к эффективному расходованию средств, получаемых за счет надбавки к тарифу.
Авторская статья генерального директора НП «ИНВЭЛ» Эдуарда Наумова
и члена совета директоров ЗАО «Финансовая Энергетика» Валентина Лохманова.
Материал предоставлен SmartGrid.ru
Одной из целей реформы электроэнергетики являлось привлечение инвестиций в
отрасль, которые, в свою очередь, должны были обеспечить замену устаревшего
оборудования в отрасли и стимулировать распространение новых технологий. Но на
деле довольно частое изменение правил игры на энергетическом рынке заставляют
инвесторов быть осторожными.
В связи с этим риски, связанные с возрастающим износом оборудования,
нарастают, но, даже понимая это, государство и основные игроки адресуют вопрос
о решении данной проблемы друг другу. Государство ожидает от компаний
инвестиций, а они от государства – гарантий того, что возврат этих инвестиций
можно будет хотя бы спрогнозировать.
Проводимая в настоящее время тарифная политика в электроэнергетическом
секторе приводит к искусственному (основанному на росте тарифов)
перераспределению экономических преимуществ из конкурентных секторов экономики
в монопольный. По оценкам экономистов, увеличение тарифов на электроэнергию на
1% при прочих равных условиях приводит к сокращению промышленного производства
в среднем на 0,1−0,18%. Это негативное влияние существенно различается по
отраслям: чем значительнее доля расходов на электроэнергию в затратах, тем
сильнее последствия роста тарифов. Наиболее сильное воздействие в этом
отношении оказывается на условия хозяйствования предприятий энергоемких
отраслей промышленности (металлургия, горнорудная и пр.). Значительный и
непредсказуемый рост цен на электроэнергию для конечных потребителей ведет к
постоянному снижению рентабельности инвестиций в промышленности. Как результат,
происходит снижение конкурентоспособности российской промышленности на
внутреннем и внешних рынках.
Такое положение дел сковывает модернизацию всей экономики. Отдельные
пилотные проекты и «очаговая модернизация» выглядят вынужденными, носят
имиджевый характер и не меняют картины в целом. Развитие электроэнергетики в
России настоятельно требует работающих механизмов инвестирования в отрасль.
Одним из них является включение инвестиционной составляющей в тариф. Нужно
отметить, что тарифные источники финансирования инвестиций используют не только
организации, обеспечивающие передачу и распределение электрической энергии (ОАО
«ФСК ЕЭС» и ОАО
«Холдинг МРСК»), но и
некоторые производители электроэнергии – участники конкурентных рынков (ОАО
«РусГидро», ОАО
«Концерн
Росэнергоатом»). Однако следует признать, что в настоящее время в структуре
тарифа и так заложено много составляющих. Такое положение, с одной стороны,
ведет к бесконтрольному росту тарифа: все заинтересованные стороны стремятся
повысить свои доходы. С другой стороны, такая ситуация ведет к снижению доверия
потребителей ко всей отрасли и системе ее регулирования, что в свою очередь
толкает потребителей к поиску путей самоизоляции.
Совершенно естественно, что политика, ориентированная на опережающий рост
тарифов, порождает проблемы и в отношении повышения эффективности самих
предприятий электроэнергетики, в тарифах которых закладываются инвестиции. Их
инвестиционные программы плохо поддаются содержательному анализу, механизмы
контроля со стороны потребителей практически не работают.
Пока на вопрос «кто финансирует перспективные проекты?» единственным ответом
является «потребитель». Но если и доход энергокомпаний, и финансируемая из
дохода доля инвестиций, формируется за счет конечного потребителя, резонно
спросить, что гарантирует эффективность использования этих средств. Пока что
финансовый механизм таков, что деньги на инвестиционные программы
энергокомпаний потребитель просто отдает.
Наличие проблемы очевидно и ее пытаются решать, в том числе, на
государственном уровне. Например, совсем
недавно Минэнерго
РФ совместно с Минрегионразвития
РФ,Минэкономразвития
РФ, ФАС и ФСТ России подготовлен проект постановления
Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам утверждения и реализации инвестиционных
программ субъектов электроэнергетики», направленный на повышение эффективности
инвестиционной и операционной деятельности ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК
ЕЭС».
По мнению ряда экспертов, главным является именно вопрос эффективности
расходования средств. Для этого необходимы современные технологии, инструменты,
стандарты проектов, процессов управления производством добавленной стоимости.
Ведь покрытие убытков из-за неэффективности созданных мощностей, энергокомпании
попытаются взвалить на потребителей, что опять же отразиться на росте
энерготарифа.
Несмотря на попытки органов государственной власти улучшить ситуацию в сфере
контроля расходования средств в отрасли и декларации самих компаний, вопрос об
эффективности инвестиций в отрасли остается открытым. В большинстве случаев
никакой самоконтроль в электроэнергетических компаниях, а также контроль со
стороны органов государственной власти и экспертных организаций не даст такого
эффекта который могла бы дать нормально работающая обратная связь с рынком, с
потребителем.
Такая связь может быть налажена только при изменении существующей системы
отношений между потребителями и электроэнергетическими компаниями, в том числе
при формировании и реализации инвестиционных программ. Существующая у некоторых
электроэнергетических компаний возможность включить в тариф инвестиции в
собственное развитие (по существу, для компаний это возможность получить
бесплатные ресурсы и переложить все риски на плечи потребителей) не стимулирует
менеджмент этих компаний к активному поиску альтернативных повышению тарифов
источников финансирования капитальных вложений.
Вместе с тем, следует отметить, что в решении таких комплексных задач как
развитие инфраструктуры, особенно опережающее развитие, нельзя ориентироваться
исключительно на рыночные механизмы.
Тем не менее, комплексным альтернативным решением является переход от
тарифного финансирования инвестиционных программ к адресным субсидиям из
федерального бюджета с одновременным исключением соответствующих расходов из
бюджетов электроэнергетических компаний и активному использованию механизмов
государственно-частного партнерства, а в некоторых случаях переход к чисто
рыночным механизмам привлечения инвестиций, в том числе, к привлечению заемных
средств от потребителей электроэнергии.
Для получения возможности привлечения нетарифных инвестиций в развитие
электроэнергетическим компания придется кардинально улучшить качество
инвестиционного процесса, начиная с подготовки прогнозов и обоснований и
заканчивая обеспечением эффективности вложений, распределением доходов и прав
собственности на результаты.
Эксперты убеждены, что процесс развития энергетической отрасли в России
необходимо сделать более прозрачным и близким к законам рыночной экономики. К
примеру, вкладывая деньги в развитие бизнеса, предприниматель-инвестор
рассчитывает окупить свои затраты или как минимум стать собственником тех
активов, на которые были потрачены деньги. В нашем случае потребитель – и есть
тот полноправный инвестор. Поэтому увеличение тарифа в части финансирования
инвестиций в инфраструктуру должно быть связано с представлением плательщикам
прав инвесторов.
Механизм финансирования инвестиционных программ энергокомпаний должен
гарантировать максимальную прозрачность и эффективность. Если механизм
привлечения средств не предусматривает возврат инвестиций инвесторам, это
снимает с энергокомпаний ответственность и заинтересованность в достижении
положительных результатов от внедрения новых технологий, использования нового
оборудования. По своей сути это использование в чистом виде дотационного
подхода к финансированию.
Представляется необходимым дополнить данный механизм инструментом,
стимулирующим энергетические компании к эффективному расходованию средств,
получаемых за счет надбавки к тарифу и за счет мер государственной
поддержки.
Для этих целей предлагается обеспечить инвестиционную составляющую в росте
тарифа выпуском ценных бумаг для потребителей. В общем виде схема
взаимодействия участников рынка могла бы выглядеть следующим образом.
Энергокомпания обеспечивает реализацию инвестиционного проекта. Часть
финансирования осуществляется за счет размещения на рынке долговых ценных бумаг
компании, например, облигаций, а часть через повышение тарифа на
электроэнергию. В результате, потребитель начинает платить за электроэнергию по
новому тарифу с уже включенной в него «инвестиционной» надбавкой.
Уполномоченный государственный орган, распределяет между потребителями
сертификаты на суммы сравнимые с оплаченными потребителями инвестиционными
надбавками в тарифах. Имея сертификат, потребитель вправе обратиться в
уполномоченный банк, осуществляющий операции с сертификатами, и обменять свой
сертификат на облигации энергокомпании, реализующей инвестиционные проекты.
Так, потребитель становится собственником облигаций энергокомпании с правом
требования их погашения. Механизмы погашения облигаций могут быть
разнообразны.
Другим участником рынка ценных бумаг может выступать инвестиционная
компания. В этом случае потребитель может реализовать инвестиционной компании
ценные бумаги по текущей рыночной стоимости, не дожидаясь даты их
погашения.
Таким образом, оплачивая инвестиционную надбавку к тарифу за электроэнергию,
потребители получают инструмент, позволяющий компенсировать свои расходы, а
энергокомпании стимул к использованию разумного и эффективного подхода к
использованию инвестиционных ресурсов, в отсутствие которого, затраты на
невостребованные мощности придется покрывать самой энергокомпании.
Подобный подход обладает целым рядом преимуществ, как для отрасли, так и для
плательщиков. Во-первых, негативная реакция потребителей на рост тарифа будет
снижена за счет возможности, продав ваучер/сертификат, вернуть потраченные
деньги, а в лучшем случае получить еще и дополнительный доход. Во-вторых,
энергокомпании получат инвестиции, но не в виде дотаций, а на основе понятных и
прозрачных рыночных механизмов. В-третьих, подобный механизм может стать
стимулом к привлечению частных инвестиций в отрасль и купировать негативные
эффекты, связанные с тенденцией возвращения государства в отрасль. Ведь
привлечение инвестиций с рынка потребителей будет означать необходимость защиты
прав многочисленных частных инвесторов, а также усиление контроля над
инвестиционной деятельностью энергокомпаний.
Предложенный подход позволяет избежать двух крайностей, которые таят в себе
существенные опасности для развития отрасли. С одной стороны, участие
государства в инвестировании (в виде субсидий или дотаций) формирует практику,
при которой компании зависимы от государственной поддержки. А значит, если
такая поддержка иссякнет, компании прекратят свою деятельность по ряду
направлений, либо обанкротятся (к примеру, в случае с небольшими компаниями,
работающими в сфере ВИЭ). С другой стороны, переход к полностью рыночному
тарифообразованию не только ведет к усложнению социальной ситуации, но и
значительно снижает возможность прогнозирования и контроля положения дел в
отрасли.
Необходимо отметить, в РФ существую достаточно успешные примеры нетарифного
финансирования проектов в области развития электроэнергетической
инфраструктуры. Например, ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая
компания» (ОАО «ДВУЭК») занимается реализацией инвестиционных проектов,
направленных на развитие электроэнергетического комплекса Дальнего Востока и
управляет основным объемом государственных инвестиций. Инвестиционная программа
компании в 2009−2010 гг. составила 13,4 млрд. рублей. Недавно менеджмент ОАО
«ДВЭУК» выступил с инициативой создания консорциума компаний-потребителей
электроэнергии в Западной Якутии для реализации проекта по строительству
Чаяндино-Талаканского энергокольца.
Привлечение нетарифных источников инвестиций формирует и новые требования к
подготовке прогнозов развития и повышает уровень ответственности их
разработчиков. Не секрет, что за обоснованием любой инвестиционной программы
стоят прогнозы производства и потребления электроэнергии на различные временные
горизонты. Именно в этих прогнозах может закладываться ошибка, которая приводит
к серьезным негативным финансовым последствиям как для потребителей, так и для
самих компаний электроэнергетического сектора: электроэнергетические компании
не смогут окупить затраты на реализацию инвестиционных программ, а потребители
все равно будут вынуждены оплачивать неэффективные инвестиции в
электроэнергетику. Минимизировать риски принятия ошибочных решений позволяет
наличие эффективной системы прогнозирования. События, происходившие в последние
годы в мировой экономике, экономике РФ, а также процессы либерализации рынка,
однозначно свидетельствуют о необходимости реорганизации существующей или
формирования принципиально новой системы прогнозирования в электроэнергетике
РФ. Система прогнозирования должна учитывать и удовлетворять интересы не только
электроэнергетических компаний, но и других участников рынка, должна стать
одним из инструментов, обеспечивающим эффективность конкурентной модели
рынка.
Основными требованиями, которые должны предъявляться к эффективной
системе прогнозирования должны стать:
1. Публичность и объективность
Участникам системы прогнозирования должны быть не только
электроэнергетические компании. Крупные потребители электроэнергии должны
рассматриваться не только как поставщики информации в систему, но и принимать
активное участие на всех этапах построения системы, в том числе, на этапе
формирования методологии прогнозирования.
При формировании системы прогнозирования, а также прогнозов, должна широко
использоваться практика привлечения независимых экспертов, обеспечивающих
баланс интересов участников рынка.
Для выполнения данного требования, целесообразно создание специальных
дискуссионных площадок для обсуждения вопросов построения системы, на базе
существующих некоммерческих организаций.
2. Совместимость с моделью рынка
Система прогнозирования и результаты ее функционирования (прогнозы) должны
стать неотъемлемым элементом конкурентной модели рынка.
3. Чувствительность и маневренность
Система прогнозирования, а также отдельные ее элементы должны иметь
механизмы быстрого выявления изменений условий функционирования
электроэнергетического сектора и механизмы принятия своевременных решений по
селективной актуализации прогнозов.
Таким образом, повышение эффективности инвестиционной деятельности
электроэнергетических компаний и, соответственно, обеспечение закрепленного в
законодательстве принципа экономической обоснованности оплаты потребителями
электроэнергии мероприятий по развитию объектов электроэнергетики является
сложной задачей. Решение указанной проблемы потребует консолидации усилий
представителей различных заинтересованных групп: отраслевого профессионального
сообщества, органов государственного регулирования, потребителей, финансовых
институтов и пр.