13 января 2011, 16:51|
Алексей Перепелкин
, зам гендиректора ОАО «Холдинг МРСК» по корпоративному управлению и собственности
Алексей Перепелкин: «Разрозненные сети не позволяют организовать единую систему оперативно-технологического управления»
О работе по консолидации бесхозяйных сетей в интервью журналам «ЛЭП» и
«Регионы России» рассказал заместитель генерального директора ОАО «Холдинг
МРСК» по корпоративному управлению и собственности Алексей Перепелкин.
— Алексей Юрьевич, насколько остро сегодня стоит перед субъектами
Российской Федерации проблема бесхозяйных сетей?
— Это очень серьезная проблема. Сетевые компании, которые курирует Холдинг
МРСК, эту проблему видят, постоянно с ней сталкиваются. Она является головной
болью не только для потребителей, которые, естественно, страдают из-за этого,
но и для сетевых компаний, к которым эти сети присоединены. Бесхозяйные сети
являются источником аварий, одной из причин снижения качества электроснабжения
и серьезных потерь электроэнергии, как коммерческих, так и технологических.
Сети изношены, сети постоянно создают аварийные ситуации. Для того чтобы решить
проблему, на которую указал Президент РФ, в масштабах всей страны, потребуются
комплексные действия, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
— Что привело к возникновению такой ситуации?
— Как правило, ныне бесхозяйные сети в советские времена находились на балансе
предприятий, колхозов, совхозов, организаций других форм собственности. В
постреформенный период сети оказались «балластом», который были не готовы взять
на себя новые собственники имущества, появившиеся в результате масштабного
процесса приватизации и банкротств предприятий в 90−е годы прошлого века.
Характерной также является другая ситуация. Законодательство обязывает
застройщиков подводить к новым объектам жилой и коммерческой недвижимости
инфраструктуру, в том числе электросетевую. После того, как строительство
окончено, застройщики не заботятся о дальнейшей судьбе этих объектов, уходят со
стройки, оставляя сети брошенными.
— Что предлагает Холдинг МРСК с целью исправления сложившейся, прямо
скажем, плачевной ситуации?
— Мы эту проблему видим как часть более серьезной проблемы, существующей в
распределительном электросетевом комплексе. В зоне ответственности
распределительных электросетевых компаний Холдинга МРСК — 69 регионов России.
На их территории действует более 2 тыс. территориальных сетевых организаций.
Такой множественности мелких сетевых компаний нет нигде в практике развитых
стран!
Такая разрозненность, на наш взгляд, недопустима и неэффективна. Отсутствуют
единая система и требования по качеству электроснабжения, единый центр
ответственности, в том числе за бесперебойность и качество электроснабжения.
Отсутствует возможность по единым планам развивать электросетевую
инфраструктуру, что приводит, в конечном итоге, к существенному удорожанию и
снижению эффективности модернизации в электросетевом комплексе страны.
Бесхозяйные и разрозненные, «лоскутные» сети не позволяют организовать единую
систему оперативно-технологического управления. Повторюсь, что бесхозяйные сети
ввиду отсутствия центров ответственности в целом по субъектам РФ являются всего
лишь вершиной этого большого «айсберга».
В сложившейся ситуации множественность компаний — это не то благо, которое
посредством конкуренции могло бы привести к снижению издержек и тарифов для
потребителей. На естественно-монопольном рынке это, прежде всего, приводит к
увеличению издержек на содержание аппаратов управления многочисленных
территориальных сетевых организаций и «псевдоконкуренции» за близость к
административному ресурсу, который устанавливает тарифы. На региональном уровне
необходимо комплексно рассматривать вопросы консолидации распределительного
электросетевого комплекса, чтобы он мог объективно и экономически обоснованно
развиваться, в том числе и решая вопросы бесхозяйных электрических сетей.
— Какие действия можно предпринять, чтобы начать на уровне регионов
решать проблемы бесхозяйных сетей?
— Механизм решения вопроса по бесхозяйным электрическим сетям достаточно
непростой, комплексный. Предусмотренные законодательством процедуры занимают не
менее года, а зачастую и больше, потому что они должны начинаться с действий
муниципальных органов исполнительной власти. Эти органы должны выявить
бесхозяйные сети, освидетельствовать их и поставить через соответствующие
процедуры себе в собственность. После этого проводится работа с
распределительными электросетевыми компаниями, которые могли бы взять на себя
это бремя, на предмет приобретения бесхозяйных электрических сетей, либо
заключение договора на их обслуживание.
В свою очередь, региональные власти должны в комплексе решать вопрос о том,
чтобы обеспечить эту деятельность соответствующими источниками финансирования
через тарифы: это затраты на содержание, на ремонт, на развитие; определенные
средства должны предусматриваться и при утверждении региональными властями
инвестиционных программ распределительных электросетевых компаний.
Распределительные электросетевые компании также должны ответственно подходить к
этому процессу, совместно с муниципальными органами проводить на этапе
выявления бесхозяйных сетей их техническое освидетельствование. Открытые и
понятные действия регионов и сетевых компаний позволят создать объективную
«картинку» реального состояния сетей, определить первоочередные мероприятия,
которые должны обеспечить их нормальное функционирование. Эти мероприятия
необходимо проводить одновременно с минимизацией издержек на содержание сетей,
снижать потери и, соответственно, возникающее давление на тариф. Издержки
исторического процесса приватизации не должны перекладываться на плечи
потребителей.
— Вы могли бы оценить общий объем бесхозяйных сетей?
— Сейчас такой официальной статистической информации нет. В большинстве
регионов администрации зачастую в тарифах это учитывают, но, к сожалению, не во
всех регионах. Есть примеры, когда высокодоходное электросетевое имущество
концентрируется в «карманных» компаниях, которые «накачиваются» экономически
необоснованным тарифом. При таком подходе бесхозяйные сети остаются вне зоны
внимания региональных властей. Но, к счастью, это единичные случаи.
Сейчас, полагаю, надо начать более интенсивно заниматься вопросом
консолидации бесхозяйных сетей. Холдинг МРСК и его дочерние компании, которые
присутствуют в 69 регионах страны, готовы к этой работе. Мы как социально- и
клиентоориентированная компания готовы пройти свою часть пути. Уверен, что во
взаимодействии с регионами эту задачу можно решить в достаточно сжатые
сроки.
Реализация первого этапа формирования объединенного рынка электроэнергии в
Союзном государстве начнется в 2025 году, сообщил глава минэнерго Белоруссии
Алексей Кушнаренко.
Новые энергоблоки возведут «Интер РАО» и «Мосэнерго» (входит в ГЭХ). В «Интер РАО» заявили о готовности построить новые мощности, отметив, что «для этого необходимо принятие соответствующих решений со стороны государства относительно механизма реализации проекта и финансовых условий». По оценкам экспертов, общая стоимость решения по ликвидации прогнозного энергодефицита в столице может составить порядка 460 млрд рублей.
Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.
Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews.
Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте!
Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания.
Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.