Начиная с начала 2000−х бизнес Siemens в России практически удваивался
каждые два года. В кризис объем заказов упал, но компания наверстывает
упущенное ускоренными темпами. За 2010 финансовый год (завершился 30 сентября)
российский портфель заказов компании вырос на 140%, до 2,6 млрд евро. Одним из
залогов успеха оказалось активное создание совместных предприятий с местными
партнерами. Но это не самоцель, рассказывает ДИТРИХ МЕЛЛЕР корреспонденту
РБК daily МИЛАНЕ
ЧЕЛПАНОВОЙ.
— Сколько компания зарабатывает в России? Планирует ли увеличивать
доходы от своего российского бизнеса? За счет каких проектов?
— Объем заказов Siemens в России и странах Центральной Азии в 2009 году
превысил 1,2 млрд евро, а оборот — свыше 1,4 млрд евро. Средние темпы роста
компании в России с 2003—2008 годов составили 54% в год, затем случился кризис,
и темпы снизились. Но мы неплохо пережили кризис, нам помог рекордный по объему
портфель заказов. В 2010 финансовом году (завершился 30 сентября) этот портфель
вырос на 140% и составляет 2,6 млрд евро. Это новый рекорд для Siemens в
России. На сегодняшний день мы работаем над проектами с общей суммой инвестиций
порядка 500 млн евро на ближайшие несколько лет, создадим около 3 тыс.
высококвалифицированных рабочих мест в России.
— Какие ниши могут быть интересны Siemens в России помимо тех, где
компания уже присутствует?
— Незанятых ниш практически не осталось на сегодняшний день. Есть области, в
которых мы хотели бы более интенсивно работать. Ветроэнергетика, например, —
Siemens занимает ведущие места в этом сегменте по всему миру. В целом в
энергетике интересно все — от генерации до передачи или распределения энергии,
включая направление Smart Grid (интеллектуальные сети). Также нам интересны
технологии водоснабжения. Интересен бизнес по технологии и автоматизации
зданий, поскольку это сильно поддер живает направление энергоэффективности.
— Вы недавно заявили, что стратегия Siemens в России — это
энергоэффективность, локализация и регионализация. В чем суть этой стратегии?
Почему компания выбрала именно этот путь на российском рынке?
— Наша компания располагает бизнесом, который востребован в России. Это
технологии, высокотехнологичная продукция, решения и услуги. Siemens работает
глобально, и стратегия регионализации — основа бизнеса компании в последние 160
лет, с тех пор когда компания впервые вышла на иностранные рынки. Но именно в
России регионализация имеет очень большое значение. Сегодня Siemens в России
представлен более чем в 30 городах, у нас есть офисы во всех федеральных
округах. И сеть развивается дальше.
Локализация — второй аспект нашего бизнеса в России. Это важно в плане
приближения к рынку всего цикла создания добавленной стоимости. Сюда мы
включаем все: от НИОКР и инжиниринга вплоть до производства, продаж и сервиса.
Сделано уже много. Siemens сейчас имеет важные производственные точки в России
— такие как производство сверхмощных приводов в Санкт-Петербурге
(«Сименс-Электропривод»), турбин (на базе «Силовых машин»), в этом году начали
производить в России компрессоры для магистральных газопроводов (на базе
«Рустурбомаш» в Перми), оборудование среднего напряжения в Дубне.
Siemens строит трансформаторный завод под Воронежем. Но на самом деле
создает там целый производственный кластер, который включает производство и
высоковольтных аппаратов, и комплектных распределительных устройств с
элегазовой изоляцией (КРУЭ), которые используются для передачи и распределения
электроэнергии. Мы строим этот завод с нуля. Два месяца назад был заложен
первый камень.
Летом запустили производство грузовых электровозов совместно с группой
«Синара» под Екатеринбургом. Есть планы по локализации электропоездов
пригородного сообщения на платформе Desiro, которые в РЖД называют
«ласточками». Производство будет также налажено на предприятии «Синары» под
Екатеринбургом.
Если говорить про энергоэффективность, то это касается большинства направлений
работы Siemens в России. И в энергетике, и в здравоохранении, и в
промышленности стоит вопрос энергоэффективности. Потенциал у этого направления
очень большой.
— Почему Siemens для ведения бизнеса в России нужно организовывать
СП с российскими партнерами?
— На самом деле строгой стратегии здесь нет. Это решается исходя из
конкретных условий бизнеса. Иногда партнерство с российскими компаниями
позволяет легче получить доступ к рынку, быстрее организовать локальное
производство. В этих СП, как правило, Siemens предлагает технологии, партнер —
производственную площадку и развитие сети клиентов. Но иногда мы решаем для
себя, что лучше построить собственное предприятие. Мы анализируем конкретный
проект и если приходим к выводу, что условия с партнером выгоднее, объемы
больше, то мы, конечно, решаемся на СП.
Хороший пример — СП с группой «Синара» по выпуску электровозов. Наши
партнеры внесли вклад в СП в виде существующей площадки для производства. А
если бы Siemens решился реализовать этот проект самостоятельно, то нам
потребовалось бы два-три года, чтобы построить завод и вывести его на те
мощности, которые сейчас есть у «Синары». А в рамках СП нам понадобилось меньше
полугода, чтобы создать прототип первого нового электровоза.
— В июне 2010 года компания подписала меморандум о взаимопонимании
по «Сколково». Чем для Siemens интересен этот проект? Что Siemens собирается
организовать в Сколково?
— Проект «Сколково» представляет для нас большой интерес. И наше участие в
нем обеспечивается на самом высоком уровне. Президент Simenes AG лично входит в
состав совета фонда «Сколково». В сфере НИОКР сотрудничество Siemens и
«Сколково» будет в основном сосредоточено на таких направлениях, как
энергоэффективность, материаловедение и разработка программного обеспечения.
Предусматривается возможность создания на территории иннограда центра
исследований и разработок Siemens. Также мы намерены поддерживать
специализированные обучающие и образовательные программы.
Сейчас мы планируем организовать встречу руководства фонда «Сколково» с
ведущими представителями научно-исследовательских кругов и бизнеса Германии — с
такими организациями, как, например, Общество им. Макса Планка, Общество им.
Фраунхофера или Сообщество немецких исследовательских центров им. Гельмгольца.
Думаю, что это откроет новые возможности в российско-немецком
сотрудничестве.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы «Сколково»?
— Этот проект нацелен на создание инновационной атмосферы. Такой проект
имеет хорошие шансы для реализации. Важно создать условия, чтобы молодой
человек, закончивший университет в любой стране мира, мог выбрать Сколково в
качестве места для своей работы. Причем потому, что это было бы ему интересно.
Думаю, что стоит заниматься этим проектом.
— Вернемся к локализации электропоездов на платформе Desiro в
Екатеринбурге. Как заявляли представители «Российских железных дорог», главного
заказчика поездов, на первом этапе локализация производства достигнет 30—40%,
затем — 80%. Производство каких компонентов Siemens намерена организовать в
России?
— Мы подписали контракт с РЖД на поставку этих поездов, первые из которых
будут произведены в Германии. Второй этап — локализация в размере 20%, речь
идет о следующих 16 поездах. Сейчас мы согласовываем контракт на поставку еще
1200 вагонов, и есть договоренность, что локализация для этих поездов возрастет
до 80%. Это значит, что практически все комплектующие надо производить в
России, что не так легко сделать. Надо организовать трансферт технологий наших
поставщиков или находить поставщиков в России. В этом направлении мы как раз
интенсивно работаем. К примеру, в завод «Сименс-Электропривод» мы инвестируем
дополнительные средства — для производства электрических комплектующих,
двигателей, конверторов, редукторов для Desiro. Ведем переговоры с Выкcунским
металлургическим заводом о поставках колесных пар, с заводом в Каменск-Уральске
(КУМЗ) — о производстве алюминиевых профилей для кузовов. Трансформаторы будут
произведены на нашем предприятии в Воронеже. Сегодня мы находимся в переговорах
как минимум с 50 потенциальными поставщиками для локализации «ласточек».
— Siemens участвует во многих СП на территории России. СП с
«Синарой», «Силовыми машинами», Bosсh. А возникали ли идеи организовать СП с
российскими компаниями на других рынках?
— О таких проектах мы пока говорим только в том плане, что СП Siemens с
российскими партнерами будут поставлять продукцию на экспорт. Например,
понятно, что электровозы СП Siemens и «Синары» будут продаваться на всем
пространстве колеи 1520 мм. Но развитие совместного бизнеса на других рынках —
очень перспективное и стратегическое направление нашей работы. Могу себе
представить, например, совместную реализацию интернациональных проектов вместе
с РЖД.
— Какова судьба совместного предприятия с Росатомом?
— Хороший вопрос. Но с учетом имеющихся правовых споров — не в России, а в
Европе, я воздержусь от комментариев.
— Планируете ли заняться производством в России медицинского
оборудования?
— Идея заняться производством медицинского оборудования в России есть. И мы
сейчас над этим думаем. Но основной вопрос в загруженности и, соответственно,
рентабельности производства. У Siemens AG два больших производства томографов
на весь мир, и тут надо изучать экономические условия локализации производства.
Сегодня мы обсуждаем перспективы организации СП в России с одним из российских
партнеров, но не исключаю, что можно найти и другие формы выхода на российский
рынок. Нужно подождать пару месяцев. Возьмите хотя бы организацию
диагностических центров. Siemens своими технологиями может участвовать в
программе развития здравоохранения. Я думаю, что по отдельным направлениям
медицинского оборудования можно создать рентабельное производство в России.
— Недавно вы заявили о намерении компании ОСРАМ расширить
присутствие в рознице. За счет чего?
— В 2008 году компания первой стала выпускать светодиодные лампы. ОСРАМ
имеет широкий ассортимент — более 300 видов продукции. Причем лампы, которые
ОСРАМ продает в России, производятся не только на заводе в Смоленске, но и на
других площадках, и даже в других странах. Основной площадкой останется завод в
Смоленске. Его мощность — порядка 80 млн ламп разного типа в год. Мы намерены и
дальше развивать производство на площадке в Смоленске, в том числе и на
экспорт.
— Siemens летом этого года подписал соглашение с «Ростехнологиями» и
«Русгидро» о сотрудничестве в области ветроэнергетики. Сделало ли совместное
предприятие какие-то конкретные шаги?
— Это СП займется созданием на территории РФ мощностей для производства
компонентов для ветроэнергетических установок для российского рынка, а также
будет отвечать за продажи и обслуживание ветроэнергетических установок в России
и странах СНГ. Пока создание СП не завершено, мы не можем говорить о планах
совместной деятельности. Но могу сказать одно: его создание позволит Siemens
одним из первых выйти на перспективный рынок возобновляемых источников энергии.
И мы надеемся, что до конца этого года или в начале следующего переговоры
завершатся и мы приступим к конкретной работе.
— Есть ли у вас планы по организации ветропарков в
России?
— Планы в этом направлении довольно большие. Первый из таких проектов будет
на Дальнем Востоке. К саммиту АТЭС будет организован ветропарк, и мы участвуем
в тендере на его строительство. Есть также планы организации ветропарков под
Краснодаром, Волгоградом. Я думаю, что как раз этот рынок развивается.
Мы готовы не только экспортировать комплектующие для организации ветропарков,
но и производить их в России — в партнерстве с «Ростехнологиями» и
«Русгидро».
— Siemens владеет 25% петербургского предприятия «Силовые машины».
Каковы планы совместной деятельности с «Силовыми машинами»?
— «Силовые машины» — старый наш партнер. Мы сотрудничаем с Ленинградским
металлическим заводом с 1993 года. Еще в 2008 году мы подписали лицензионное
соглашение о передаче «Силовым машинам» технологии, а также права на
производство, сбыт и сервисное обслуживание газотурбинных установок SGT5−4000F
мощностью 285 МВт. По условиям контракта «Силовые машины» производят газовые
турбины SGT5−4000F, а также поставляют их для реализации энергетических
проектов в России, странах СНГ, Балтии, Индии. Одновременно Siemens подписал с
главным акционером «Силовых машин» Алексеем Мордашовым соглашение акционеров об
условиях сотрудничества при дальнейшем развитии и модернизации «Силовых машин».
Объем заказов Siemens в России вырос почти в 1,5 раза, до 2,6 млрд евро.
РБК Dailly, 18 ноября
2010 г