Начальник управления электроэнергетики и инфраструктурных проектов департамента прямых инвестиций Газпромбанка о развитии проектов по повышению энергоэффективности
В последнее время одной из ключевых задач стало повышение
энергоэффективности. Из финансовых структур вплотную этой проблемой занялся
Газпромбанк — как в рамках группы ГПБ, так и для своих клиентов. Подробности
РБК daily рассказал
начальник управления электроэнергетики и инфраструктурных проектов департамента
прямых инвестиций Газпромбанка ВОЛЬФГАНГ СКРИБОТ.
— Насколько для банка актуальна тема повышения энергоэффективности?
Это следование модным тенденциям сегодняшнего времени или насущная
необходимость?
— В советские времена, когда энергоресурсы были достаточно дешевы,
энергоэффективность объективно не была в числе приоритетов. В итоге сегодня
Россия на отопление, освещение и производство тратит в полтора–два раза больше
энергоресурсов, чем экономически и технологически возможно, а с учетом
опережающего роста цен на энергоресурсы этот ранее умозрительный вопрос уже
перешел в разряд финансово ощутимых. Эта проблема одинаково актуальна как для
промышленных и энергетических предприятий, так и для бюджетной сферы,
предприятий ЖКХ, населения.
Что касается отношения Газпромбанка к энергоэффективности, то стоит
отметить, что прежде всего мы начали с себя. Уже принято решение о
приоритетности данного направления для группы ГПБ, и в частности о
необходимости повышения энергоэффективности в самом банке, а также на всех
промышленных предприятиях группы, которых довольно значительное количество, при
содействии и поддержке со стороны банка. Также мы планируем активно развивать
коммерческое направление в данной сфере: Газпромбанк готов выступить в качестве
организатора финансирования и кредитора по рыночным проектам повышения
энергоэффективности. И для этого у банка есть все возможности: экспертиза,
инвестиционные технологии и финансовые ресурсы.
Если говорить о проектах внутри группы ГПБ, то конкретный пример можно
привести по предприятию «ОМЗ Спецсталь». Мы начали там осуществлять некоторые
мероприятия около двух лет назад, когда энергоэффективность еще не была модной
темой. В настоящее время мы также работаем над пилотным проектом на
предприятиях «Криогенмаш» и «Уралхиммаш», модель которого можно затем быстро и
эффективно распространить на другие производственные объекты.
— Когда могут появиться первые рыночные проекты по повышению
энергоэффективности?
— Наши планы примерно следующие: мы планируем разработать как можно больше
стандартизированных продуктов, которые затем можно будет тиражировать. Скажем,
в настоящее время Газпромбанк совместно с немецким энергетическим агентством
DENA финансирует исследования по разработке проекта модернизации городского
освещения в городе Екатеринбурге. Создаем стандартный проект, который затем
можно будет реализовывать в других городах. Мы пока стоим в самом начале пути,
но я абсолютно уверен, что первые стандартизированные проекты появятся уже в
течение этого года. Также сформируется сегмент рынка, который будет заниматься
обслуживанием этого направления. При этом следует ждать большого объема
предложений от европейских игроков, поскольку в Европе эти технологии
существуют и успешно работают последние 20 лет.
— Кто может стать основным заказчиком, после того как финансирование
через год–другой будет поставлено на широкую рыночную ногу?
— Сложно сказать, кто станет первым, а кто вторым… Скажем, в этом должны
быть заинтересованы крупные корпорации, органы власти всех уровней… Если есть
проработанная концепция повышения энергоэффективности, необходимая юридическая
и законодательная базы и, самое главное, осознанная инициатива, то это хорошая
возможность для того, чтобы привлекать инвесторов и кредиторов.
— Можно ли позиционировать направление «финансирование повышения
энергоэффективности» как некий принципиально новый кредитный
продукт?
— Я бы не стал характеризовать это направление финансирования как
исключительно кредитный продукт или кредитную программу. В нашем понимании это
скорее «проектный» финансовый продукт, настроенный на клиента и содержащий
большую долю предварительной проработки, определения индивидуальных
потребностей клиента, консультирования. Все остальное складывается из довольно
стандартных «кубиков», набор которых в каждом конкретном случае может быть
разным, например один «кубик» — сам кредит, второй — инвестиции, третий —
субсидирование процентных ставок, четвертый — налоговые льготы на региональном
уровне, пятый — уровень государственной или региональной поддержки. Все эти
мероприятия имеют целью предоставление клиенту наилучших условий
финансирования, в том числе индивидуальный график погашения, привязанный к
финансовым потокам от реализации проекта, комфортные отсрочки по обслуживанию
долга, стоимостные условия и прочее.
— Естественно, любые инвестиции должны окупаться. А как быстро
окупятся инвестиции в повышение энергоэффективности?
— Одна часть проектов окупается практически моментально. Например,
организационные мероприятия, повышение мотивации персонала, внедрение новых
практик работы, установка счетчиков и контроль расхода энергоресурсов могут
снизить потребление на 5—10%, и здесь банковское финансирование вряд ли
требуется.
В отношении же капиталоемких проектов я бы выделил три категории. Первая —
там, где эффект от инвестиций очевиден и срок окупаемости недолог — от года до
пяти лет. Что интересно, по количеству таких проектов у любого предприятия или
региона может быть очень много, другой вопрос, что сами по себе эти проекты
небольшие, порой микроскопические и имеют незначительный индивидуальный эффект,
поэтому для реализации комплексной энергоэффективной программы необходимо
объединить и скоординировать несколько сотен таких проектов. Вторая, также
многочисленная, категория имеет сроки окупаемости от пяти до десяти лет, но при
этом и проекты уже более масштабные. И третья группа — та, где инвестиции,
сделанные в повышение энергоэффективности, имеют более длительные сроки
окупаемости и где это может являться лишь дополнительным эффектом для основного
проекта, например связанного с общей модернизацией производства.
В текущих рыночных условиях при разработке комбинированной программы имеет
смысл объединять проекты первой и частично второй групп, усилив их правильной
мотивацией персонала и другими организационными мероприятиями. Ключевая
привлекательность подобного типа проектов состоит в том, что они генерируют
стабильный и устойчивый денежный поток и обеспечены реальным экономическим
эффектом, формируемым каждый день. Что касается проектов, реализуемых в рамках
группы ГПБ, то они также предполагают повышение конкурентоспособности и
существенный синергический эффект.
01.06.2010 г РБК
Daily