В прошлом году «Мечел» сократил на треть добычу угля, но уже в этом году
рассчитывает вернуться на докризисные рубежи — в полную силу должны заработать
«Якутуголь», «Южный Кузбасс» и недавно приобретенная американская Bluestone. Но
из всех своих проектов компания отдает приоритет запуску Эльгинского
месторождения. Первый уголь на месторождении «Мечел» обещает добыть уже в этом
году, а в следующем — произвести уже 1 млн. т. Почему компания уделяет
этому проекту столь пристальное внимание, корреспонденту
РБК daily ГАЛИНЕ КАМНЕВОЙ
рассказывает старший вице–президент «Мечела» ВЛАДИМИР ПОЛИН.
— Когда покупали Эльгинское месторождение, говорилось, что первый
уголь начнет производиться уже в 2010 году и тогда будет достроена часть
дороги. Все идет по плану?
— Были заминки, связанные с финансированием, но благодаря помощи государства
вопросы решены, и строительство дороги сейчас идет полным ходом. На стройке
работает порядка 1200 человек и 110 экскаваторных комплексов. Впоследствии
количество людей увеличится до 3—4 тыс. Более того, мы поставили свою
организацию на генподряд и сократили многие подрядные издержки, а также взяли
на себя финансирование и закупку всех строительных материалов. По пути развития
проекта мы увидели, что так эффективнее контролировать издержки. При этом мы не
изменили размер инвестиций в железную дорогу и планируем их в объеме
1,3 млрд. долл.
— Как скоро на Эльгинском месторождении начнется промышленная добыча
угля?
— Мы планируем начало добычи в октябре—ноябре 2010 года. Для этого нам нужно
построить дороги и инфраструктуру комплекса. Сегодня на разрез зашел первый
эшелон с техникой. До конца марта мы планируем отправить туда еще четыре таких
же поезда. Большую часть техники мы будем покупать под долгосрочные кредиты и
по лизингу. Сейчас ведутся переговоры со всеми крупнейшими производителями,
такими как Komatsu, Caterpillar и т.д. Это будут кредиты под поставку
оборудования. Обогатительную фабрику будем строить по такой же схеме. В
остальном Эльгинское месторождение мы будем сооружать сами. Благодаря
облигациям и госгарантиям такая возможность есть.
— А госгарантии вы уже получили?
— Госгарантии заложены в бюджете на 2010 год, под них и можно говорить о
выпуске облигаций.
— Какой прогноз по объемам добычи на Эльгинском
месторождении?
— В этом году мы планируем добыть до 200 тыс. т угля. В следующем году
— 1 млн. т. Поэтапно к 2014—2015 годам мы намерены выйти на 9 млн. т
добычи. Позже — на 18 млн. и 27 млн. т. В целом мы рассчитываем, что
у нас уйдет два–три года на каждый этап. Помимо России мы планируем поставлять
уголь в Юго–Восточную Азию. Через порт Посьет будем экспортировать в Японию,
Южную Корею и Китай. Все очень близко и по логистике недорого.
— Уже понятно, какая будет себестоимость производства
угля?
— Мы планируем, что в долгосрочной перспективе, после выхода на проектную
мощность, она будет не выше, чем на «Якутугле». В сегодняшних ценах — порядка
20 долл. в денежной себестоимости на тонну. Кроме того, стоимость обогащения —
5—10 долл. на тонну. Доставка в порт Посьет обойдется еще примерно в 25 долл.
на тонну.
— Какие планы у вас по увеличению поставок в Юго–Восточную
Азию?
— В этом районе мы давно и плотно работаем по продажам коксующегося
концентрата. В прошлом году вышли на рынок Китая. Если раньше поставки туда
были эпизодическими, то с прошлого года они составляют до 50% от всего экспорта
коксующегося угля. В частности, из всего экспорта «Якутугля» 50% ушло в Китай,
остальные 50% — в Японию и Южную Корею.
— Но ведь китайский рынок — это традиционная зона интересов
австралийских производителей. Готовы ли они свою долю уступить?
— Мы встречались с большим количеством японских, китайских и корейских
компаний, и все они выражали большое желание покупать наш продукт. У нас
преимущество в сроках поставок. Более того, хотя в определении цены мы
ориентируемся на австралийские контракты, но они не являются для нас
определяющими.
— Как отличаются цены на внутреннем рынке и в Юго–Восточной
Азии?
— Сегодня экспортные цены выше на 20—30%. Экспортные спотовые цены и растут
быстрее, чем внутренние. Однако в России сейчас идет восстановление спроса, в
связи с чем мы увеличиваем объемы нашего производства.
— А структура поставок в России изменилась?
— Основные поставки — и до кризиса, и после — мы осуществляли предприятиям
Evraz, «Северстали» и «Металлоинвесту».
— До кризиса была тенденция удлинения контрактов. Сейчас что–то
изменилось?
— Мы работаем с нашими партнерами по многолетним долгосрочным контрактам.
При этом цены устанавливаются на основе ежемесячных и ежеквартальных
соглашений. Это связано с тем, что рынок очень переменчивый, цены на металлы то
растут, то падают.
— Как меняется ситуация по ценам и объемам рынка угля?
— Если говорить про внешние рынки, то цены будут порядка 180—200 долл. на
условиях ФОБ. Это на следующий финансовый год, восточный, который начнется с 1
апреля 2010 года. На российском рынке обычно цены ниже экспортных на 20—30
долл. в зависимости от качественных показателей. В целом, если говорить про
объем международных продаж коксующихся концентратов, то в 2008 году они
достигли 240 млн. т, в 2009 году объемы упали до 212—214 млн. т. В
2010 году прогнозируется увеличение до 225—230 млн. т, а в 2011–м — выход
на прежние объемы.
— Для многих компаний экспорт в кризис был возможностью замедлить
спад производства. Не столкнулись ли вы с ограничением экспортных
мощностей?
— Есть проблемы с перевалкой. В восточных портах не хватает мощностей. Мы
сейчас как раз занимаемся модернизацией нашего порта Посьет, кроме этого —
проектированием нового порта Ванино.
— Какие объемы угледобычи вы планируете в этом году?
— Если говорить про «Якутуголь», мы рассчитываем достичь объемов до
10 млн. т (это уровень 2008 года), если говорить про Южный Кузбасс —
16 млн. т, на нашем американском активе Mechel–Bluestone — до 4 млн.
т.
— Какие планы у Mechel–Bluestone по поставкам, освоению новых
рынков?
— В этом году мы планируем там увеличить производство примерно на 40% в
сравнении с прошлым годом. Внутренний рынок США не до конца ожил, поэтому мы
поставляем туда примерно 25% от всех объемов реализации коксующихся
концентратов. Остальное уходит в ЮАР, Бразилию, Европу, Северную Африку.
— Когда создавалась компания «Мечел–Майнинг», шла речь о том, что
все сырьевые активы перейдут именно в эту компанию. Переход уже
завершился?
— Коршуновский ГОК, «Южкузбассуголь» и «Якутуголь» уже там, Bluestone — еще
нет.
— Вы рассмотрели стратегию инвестиций на этот год?
— Мы спланировали бюджет из расчета, что доллар будет стоить 30—31 руб.
В целом мы пересмотрели тактику инвестиций, выделили проекты, на которых надо
сосредоточить максимальное внимание. Прежде всего Эльгинское месторождение,
рельсобалочный стан в Челябинске, модернизация «Ижстали» (летом мы поставим
туда современный электросталеплавильный комплекс), строительство еще одной
непрерывной разливки на Челябинском металлургическом комбинате. Это эффективные
проекты, отдача от которых должна поступить в течение ближайших лет.
— В какой стадии сейчас проект по созданию рельсобалочного
производства?
— У нас есть контракт с РЖД, по которому мы обязаны поставлять им до
400 тыс. т продукции в год начиная с 2011 года. Сейчас идут переговоры с
«Роснано» об их участии в проекте. Данный проект уже прошел через
научно–технический совет, и теперь рассматриваются вопросы дальнейшего развития
и финансирования. Нанотехнологии будут применяться в закалке. Это стадия после
прокатки, которая как раз и дает необходимое качество рельсов. При этом мы
планируем поставки не только для РЖД. Есть предприятия, экспортные рынки (в том
числе СНГ), которые покупают рельсы.
— Может быть так, что «Роснано» полностью профинансирует
проект?
— Нет. На большую часть проекта деньги уже есть по линии зарубежных
экспортных страховых агентств.
Кузбасской топливной компании
— Мы увеличим в этом году генерацию Южно–Кузбасской ГРЭС, поставим новый
турбогенератор на «Москоксе». Сейчас занимаемся программой развития
энергетического комплекса.
— У компании есть еще один бизнес — металлосервисный. Как он показал
себя в кризис?
— Сейчас «Мечел–Сервис» включает в себя несколько сегментов. В России
находится порядка 50 с лишним металлосервисных центров, также они есть в
Восточной Европе: Румынии, Болгарии, Сербии. В Западной Европе это германская
компания HBL. Кроме этого металлосервисные центры есть в Голландии, Италии… Это
хороший бизнес, дающий гарантированный денежный поток. Можно сказать, это
дважды эффективный бизнес, который эффективен сам по себе и к тому же позволяет
не допустить демпинга со стороны трейдеров. Мы продолжаем инвестировать в
«Мечел–Сервис».
— А как вы инвестируете? Вы покупаете уже готовый бизнес или сами
развиваете в ключевых регионах?
— В основном сами.
— Сколько стоит построить металлосервисную базу?
— Если большую, то до 10 млн. долл. Но лучше все–таки не строить с
нуля, а покупать какую–то базу и потом поэтапно модернизировать. Такая база
сразу начинает работать, что дает возможность покрыть издержки на ее
эксплуатацию.
— Какие из принятых антикризисных мер вы считаете самыми
удачными?
— Мы резко сократили издержки, серьезно занялись складами готовой продукции
и складами материалов, затем обеспечили положительный денежный поток. Мы
перестали продавать рискованным потребителям и серьезно занялись новыми рынками
сбыта. Кроме того, мы резко сократили дебиторскую задолженность, которая сильно
выросла в конце 2008 года, но благодаря проведенной работе у нас не осталось
глобальных задолженностей.
— Если говорить о сокращении издержек, то самая первая реакция в
отрасли — это сокращение персонала.
— Нас стало меньше на 4 тыс. человек, в то время как всего в «Мечеле»
работали 85 тыс., то есть сейчас в компании около 81 тыс.
сотрудников. Это не плановые массовые сокращения, а естественная убыль. У нас
много достаточно серьезных профессиональных бизнесов, и мы не можем позволить
себе терять людей. Во время кризиса стояла задача сохранить коллектив.
— Можно ли ожидать, что в ближайшее время «Мечел» предпримет шаги по
выводу на биржу «Мечел–Майнинга» или других своих бизнесов?
— Мы не можем это комментировать.
— Какие вы можете дать прогнозы по развитию отрасли в этом
году?
— Мы видим объективные причины для роста объемов и цен во всех отраслях
потребления нашей продукции.
РБК Daily,
17.02.2010