Начиная с 2014 года США, ЕС и другие страны-единомышленники вводят масштабные санкции в отношении России, среди прочего, в части основных отраслей российской экономики. Согласно данным, указанным заместителем председателя Правительства РФ Александром Новаком, доля ТЭК в экономике России по итогам 2024 года составила порядка 20%, что делает отрасли, относящиеся к ТЭК (включая нефть, газ, уголь, электроэнергетику и теплоснабжение), одними из основных "таргетов" санкционных мер.
Иностранные ограничительные меры продолжают оказывать все большее давление на указанные отрасли. В настоящей статье приведен обзор актуальных санкций основных юрисдикций, вводящих такие меры в отношении России (США, ЕС, Великобритания, Канада), для учета в дальнейшей работе российских компаний, осуществляющих деятельность в указанных отраслях, а также их контрагентов из иных юрисдикций.
Авторы:
Наталия Абцешко, руководитель Группы международных проектов
юридической фирмы VEGAS
LEX
Диана Болевич, юрист Группы международных проектов юридической фирмы
VEGAS LEX
Введение
Начиная с 2014 года Соединенные Штаты Америки (США), Европейский Союз (ЕС) и
другие страны-единомышленники вводят масштабные санкции в отношении России,
среди прочего, в части основных отраслей российской экономики. Согласно данным,
указанным заместителем председателя Правительства РФ Александром Новаком, доля
топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике России по итогам 2024 года
составила порядка 20%[1], что делает отрасли,
относящиеся к ТЭК (включая нефть, газ, уголь, электроэнергетику и
теплоснабжение)[2], одними из основных
«таргетов» санкционных мер.
Так как иностранные ограничительные меры продолжают оказывать все большее
давление на указанные отрасли, в настоящей статье приведен обзор актуальных
санкций основных юрисдикций, вводящих такие меры в отношении России (США, ЕС,
Великобритания, Канада), для учета в дальнейшей работе российских компаний,
осуществляющих деятельность в указанных отраслях, а также их контрагентов из
иных юрисдикций.
Для удобства информация об иностранных санкционных ограничениях,
затрагивающих соответствующие отрасли российской экономики, представлена в виде
краткой сводки последних введенных ограничений на 2025 год, после чего
приведена более детальная информация в формате таблицы с общей характеристикой
введённых в каждой из рассматриваемых юрисдикций санкций применительно к
отраслям ТЭК.
1. Санкции США
В начале 2025 года США анонсировали крупнейшие с 2022 года санкции,
направленные, прежде всего, на российскую
энергетику[3]:
a. Введение дополнительного
основания для включения в блокирующие списки
Прежде всего, было выпущено новое
Определение[4], которое распространяет действие
Указа Президента США (Executive Order, E.O.) № 14024 от 15.04.2021 на
очередной сектор российской экономики – энергетику.
Напомним, что E.O. 14024 уполномочивает Управление по контролю за
иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) вводить блокирующие
санкции в отношении лиц, осуществляющих деятельность в определенных секторах
экономики.
При этом, в данном случае понятие «энергетика» включает в себя следующие
виды деятельности[5]:
закупка, разведка, добыча, бурение, сбор, производство, переработка,
сжижение, газификация, регазификация, конверсия, обогащение, изготовление,
испытание, а также иные действия в России, с ее территории или с ее участием, в
отношении нефти (включая сырую нефть, промысловые конденсаты, нерафинированную
нефть), природного газа, сжиженного природного газа и других продуктов,
способных производить энергию;
разработка, производство, испытание, генерация, финансирование, обмен или
передача энергии любым способом (включая ядерную, электрическую, тепловую
и возобновляемую энергетику) в Россию, с ее территории или с ее участием;
и
любые сопутствующие виды деятельности, включая получение или
предоставление товаров, услуг или технологий для российской энергетики, из нее
или с ее участием.
Следует отметить, что указанное изменение не подразумевает автоматическое
внесение в санкционные списки любых лиц, которые осуществляют деятельность в
указанном секторе экономики, но значительно повышает такие риски.
b. Пополнение санкционных списков за счет
нового основания[6]
Следом за принятием нового Определения под блокирующие санкции, согласно
обновлениям в списке подсанкционных лиц (Specially Designated Persons-List,
SDN-список), попало большое количество компаний энергетического сектора, таких
как ПАО «Газпромнефть», ПАО «Сургутнефтегаз» и их дочерние компании.
Ранее такие компании были под менее строгими санкциями, которые запрещали
совершение лишь отдельных операций, например, связанных с финансированием таких
компаний (они были внесены в неблокирующий санкционный список, который
предусматривает ограничения в зависимости от регулирования, Non-SDN Menu-Based
Sanctions List). Теперь же лицам из США запрещено вступать в какие-либо
экономические отношения с указанными компаниями.
В санкционный список также вошли:
более 180 судов, которые, по мнению властей США, относятся к «теневому»
флоту России;
десятки нефтетрейдеров и поставщиков нефтесервисных услуг, включая
физических и юридических лиц из России, ОАЭ, Гонконга и Латвии;
компании, предоставляющие услуги страхования, такие как СПАО «Ингосстрах»
и АО «Альфастрахование»;
13 топ-менеджеров крупнейших российских энергетических компаний и
сотрудников Министерства энергетики РФ.
c. Запрет на предоставление
нефтесервисных услуг
С 27.02.2025 запрещены экспорт, реэкспорт, продажа или оказание (прямо или
косвенно) нефтесервисных услуг в пользу российского
лица[7]. Исключением являются случаи:
морской транспортировки в рамках лимитов ценообразования (price caps);
оказания услуг, связанных с изотопами, получаемыми из нефтепродуктов,
которые используются для медицинских, сельскохозяйственных или экологических
целей;
оказания услуг, связанных с прекращением деятельности или продажей
компаний с иностранным владением и (или) контролем, расположенных в
России.
d. Исключения из запретов
OFAC обновил ряд лицензий, а также ввел новые лицензии, которыми дополняются
исключения на совершение запрещенных операций. Среди таких лицензий, например,
Генеральная лицензия № 117[8],
предусматривающая исключение для завершения операций с рядом подсанкционных лиц
при определенных условиях, а также Генеральная лицензия
№ 121[9], которая разрешает оказание
нефтесервисных услуг в отношении определенных проектов до 28.06.2025.
2. Санкции ЕС
Европейский союз продолжает принимать новые пакеты санкций в отношении
России. Так, с декабря 2024 года по настоящее время приняты 2 пакета санкций,
15−й и 16−й по счету, соответственно, и уже начинается рассмотрение 17−го
пакета санкций.
15−й пакет санкций ЕС
В рамках данного пакета особое внимание обращено на «теневой» флот, который,
по мнению европейского регулятора, используется Россией для обхода действующих
ограничений, включая ограничения на ценообразование (price cap). В связи с этим
более 50 судов под иностранными флагами внесены в соответствующее приложение
Регламента № 833/2014[10], что
предполагает запрет на доступ к портам и шлюзам ЕС, а также ряду услуг в
отношении морского транспорта.
Кроме того, в рамках данного пакета санкций был принят ряд послаблений в
части:
импорта в определенные страны ЕС (Чехия, Хорватия) нефтепродуктов при
определенных условиях; а также
продления уже действующих исключений в отношении прекращения деятельности
в России и (или) выхода из совместного предприятия с российскими лицами,
работающими над нефтегазовыми
проектами[11].
16−й пакет санкций ЕС
Данный пакет включает в себя, среди прочего, следующие меры:
новый критерий для введения блокирующих санкций – возможность внесения в
санкционные списки судов «теневого
флота»[12];
запрет на любые транзакции с внесенными в санкционные списки российскими
портами и шлюзами[13];
расширение санкций не только на проекты с СПГ, но и на нефтегазовые
проекты – в частности, санкции коснулись «Восток Ойл»;
под экспортные ограничения попало программное обеспечение, связанное с
разведкой нефти и газа;
запрещено временное хранение российской сырой нефти и нефтепродуктов на
территории ЕС, в том числе с учетом предельных цен на нефть и конечного пункта
назначения этих товаров.
В рамках 17−го пакета санкций ожидается введение еще большего количества
ограничений применительно к нефтегазовой отрасли.
3. Санкции Великобритании
В 2025 году власти Великобритании не вводили каких-либо существенно новых
санкций в отношении России – в основном пополнялся санкционный (блокирующий)
список этой юрисдикции.
Так, в январе 2025 года Великобритания совместно с США впервые ввела санкции
против российских энергетических компаний ПАО «Газпромнефть» и ПАО
«Сургутнефтегаз»[14].
24.02.2025 Великобритания также обновила санкционный список, добавив туда 67
физических и юридических лиц (в том числе топ-менеджмент российских
энергетических компаний), а также 40 морских судов, которые были отнесены к
«теневому флоту», перевозящему нефть
РФ[15].
27.03.2025 санкционный список был дополнен двумя компаниями одной группы,
расположенными в разных юрисдикциях (ОАЭ и Сингапур), в связи с осуществлением
ими деятельности в «важнейшем секторе экономики России», а именно, в
энергетическом секторе[16].
4. Санкции Канады
Деятельность Канады в сфере санкционного регулирования в первой половине
2025 года пока также, в основном, ограничивается пополнением санкционных
списков.
Так, например, в рамках энергетического сектора в санкционный список был
внесен Глава Минэнерго Сергей Цивилев, а в список запрещенных судов попали
более 100 танкеров, участвовавших в транспортировке российской нефти или СПГ в
третьи страны. Таким танкерам запрещено не только швартоваться у берегов
Канады, но также проходить в ее водах.
В то же время следует отметить, что 26.02.2025 вступил в силу Приказ о
выдаче разрешений (лицензий) в отношении специальных экономических
мер[17], в соответствии с которым Министру
иностранных дел предоставлены полномочия выдавать как индивидуальные, так и
общие разрешения в исключительных случаях в отношении определенных видов
деятельности или операций, которые в противном случае были бы ограничены или
запрещены в соответствии с Законом о специальных экономических мерах Канады от
1992 года (Special Economic Measures Act, SEMA).
Заключение
В заключение мы хотели бы отметить, что, несмотря на обсуждаемое
потенциальное потепление внешнеэкономических отношений, для российских
компаний, осуществляющих деятельность в сфере ТЭК, мы отмечаем высокую
актуальность регулярного отслеживания санкционных списков, изменений в
соответствующих законодательных актах, а также разъяснений компетентных органов
иностранных юрисдикций, включая как новые запреты, так и возможные исключения.
Мы глубоко убеждены, что ведение деятельности в секторе российской экономики
столь высокого санкционного риска, как энергетика, требует регулярной и
глубокой оценки рисков и, при необходимости, корректировки бизнес-стратегии с
учетом прогнозирования воздействия иностранных ограничительных мер.
Далее представлена таблица актуальных санкций США, ЕС, Великобритании и
Канады, введенных в отношении российского ТЭК, которая позволяет провести
первичный анализ применимых ограничений по интересующим (i) юрисдикциям, (ii)
отраслям, а также (iii) видам ограничений.
Обращаем внимание, что согласно проведенному анализу:
атомная энергетика зачастую не подпадает под санкции и исключена из
большинства запретов;
большинство иностранных ограничительных мер направлено именно на
нефтегазовую отрасль, причем в основном на добычу и транспортировку нефти и
газа, а также СПГ;
несмотря на то, что иностранные ограничительные меры практически не
нацелены на российскую электроэнергетику и теплоснабжение, некоторые
экспортно-импортные ограничения, распространяющиеся на оборудование и
технологии, могут затрагивать и эти отрасли.
[1]
См. данные из статьи
Александра Новака, размещенные в журнале «Энергетическая политика» по
ссылке.
[2]
В том числе согласно
Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2050 года,
утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2025 № 908−р.
[10]
См. Приложение XLII Регламента Совета Европейского Союза № 833/2014 от
31.07.2014 «Об ограничительных мерах в связи с действиями России,
дестабилизирующими ситуацию на территории Украины» (далее – Регламент
№ 833/2014).
[11]
См. Регламент Совета ЕС № 2024/3192 от 16.12.2024 «О внесении изменений в
Регламент № 833/2014».
[12]
См. Регламент Совета ЕС № 2025/390 от 24.02.2025 «О внесении изменений в
Регламент ЕС № 269/2014 относительно ограничительных мер в отношении
действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету
и независимости Украины».
[13]
Здесь и далее по списку – положения введены Регламентом Совета ЕС
№ 2025/395 от 24.02.2025 «О внесении изменений в Регламент №
833/2014».
[16]
См.
уведомление о финансовых санкциях Офиса применения финансовых санкций
Казначейства Его Величества.
[17]
Доступен на сайте Правительства Канады по
ссылке.