Майнинг в России уже стал полноценной отраслью и дает толчок развитию цифровой экономики в регионах России. Конкурентные преимущества России на рынке промышленного майнинга еще в начале текущего года отметил Президент России Владимир Путин - страна обладает профицитом электроэнергии и подготовленными кадрами, а также в целом поддержал курс Правительства по регулированию и налогообложению этой отрасли. На данный момент уже сформировались прогрессивные и сбалансированные подходы при разработке законодательства, диалог и взаимодействие участников рынка продолжаются и многие спорные вопросы обязательно будут решены в ближайшем будущем.
Крупные дата-центры для майнинга от 50−100 МВт в капитальном исполнении
сооружаются в среднем около года, при этом необходимо выполнять все технические
условия, выданные электросетевой организацией после подачи заявки на
технологическое присоединение, возвести или модернизировать электросетевые
объекты (даже зачастую магистрального класса), закупать оборудование и ритмично
осуществлять строительство соблюдая нормы законодательства. Строительство таких
крупных дата-центров для майнинга как правило предполагает разработку и
согласование с сетевой организацией и Системным оператором Схемы внешнего
электроснабжения, которой как раз и подтверждается возможность системы
обеспечить это потребление с сохранением надежности энергоснабжения всех
потребителей энергоузла и энергосистемы.
В этой связи тезис о том, что промышленные дата-центры для майнинга
мгновенно появляются и исчезают, не выдерживает критики. При строительстве
указанных объектов обеспечивается и их экономический запас прочности, что
позволяет учитывать существенные колебания курса криптовалют, производимых в
указанных дата-центров. Из-за маневренного большого потребления промышленный
майнинг вносит существенный положительный вклад в поддержание устойчивости
энергосистемы.
При этом с развитием механизма управления спросом и принятием нового
профильного федерального закона операторы промышленного майнинга смогут
продолжить эффективно выполнять функции агрегаторов управления изменением
режима потребления.
Строительство одного дата-центра на 50−100 МВт обеспечивает прирост
полезного отпуска электроэнергии на 416−832 млн. кВтч в год, что позволяет
генерирующим, энергосбытовым и электросетевым компаниям получать дополнительную
выручку и загружать генераторные и трансформаторные мощности. Промышленный
майнинг является дисциплинированным потребителем с высокой платежной
дисциплиной, потребление которого точно измеряется за счет установленных
приборов учета электрической энергии и оплачивается по тарифам для бизнеса,
существенно превышающим уровни цен для населения.
По нашей экспертной оценке, в 2021 г. общее потребление электроэнергии в
России на майнинг криптовалют составило около 20 млрд кВтч., что позволило
энергетическим компаниям получить выручку в 50−75 млрд рублей за год. Кроме
того, идет формирование дополнительной выручки компаний топливной энергетики:
добыча топлива, его транспортировка. Доля российского промышленного майнинга
(операторы дата-центров) в этом объеме составляет примерно 50−60%. В следующем
году мы ожидаем отраслевые показатели промышленного майнинга в сопоставимых
величинах.
Например, группа компаний «Битривер» за 2021 г. заплатила налогов на общую
сумму свыше 207 млн. рублей в бюджеты всех уровней. Строительство дата центра
на 100 МВт создает свыше 100 рабочих мест только в дата-центре в конкретном
регионе и муниципалитете, при этом также формируются новые рабочие места в
смежных секторах – строительном, коммунально-бытовом. Естественно, для
грамотной эксплуатации майнинговых дата-центров требуется
высококвалифицированные кадры, которые в обязательном порядке проходят обучение
перед началом работы. И поэтому неверно говорить об отсутствии необходимости в
специальных навыках у персонала для работы в дата-центрах для майнинга.
Таким образом, промышленный майнинг вносит позитивный вклад в
социально-экономическое развитие регионов присутствия.
Промышленный майнинг может выступать своеобразным ключом к решению проблемы
«серого» майнинга, являясь источником как отраслевой экспертизы на стыке
финансов, информационных технологий и электроэнергетики, так и положительным
примером наработанных бизнес-практик в области энергоемких вычислений.
Создание отдельных зон и условий для майнинга не является эффективным
решением и может привести к еще большему уходу отрасли энергоемких вычислений в
тень, поскольку ударит и по промышленному ответственному майнингу.
Решение проблемы с серым розничным майнингом лежит в плоскости системного
регулирования майнинга как отрасли. Необходимо закрепить на нормативно-правовом
уровне терминологический аппарат, ввести ОКВЭД майнинга как промышленной
деятельности. Обеспечить возможность продажи намайненной криптовалюты на
поднадзорных российских площадках купли-продажи криптовалюты. Нужно также
закрепить необходимость регистрации оборудования для майнинга с помощью
программно-аппаратного комплекса, который также обеспечит доступ налоговых
органов к информации о произведенной с помощью такого оборудования криптовалюте
и иным данным. Возможно, есть смысл рассмотреть вариант с созданием
технопарков с энергоинфраструктурой для розничных майнеров, в том числе на
севере Иркутской области, привлекательные условия и удобная инфраструктура в
которых приведут к перемещению серого майнингового оборудования на площадки
этих технопарков.