Они предусмотрены Налоговым кодексом для различных инфраструктурных объектов, в том числе для электро– и теплосетей, но налоговики теперь считают, что на такие льготы имеют право только профильные сетевые компании. Главы Интер РАО, РусГидро, Волжской ТГК и ТГК–2 уже пожаловались на проблему в ФНС и Минэнерго: дополнительные начисления, по оценкам самих компаний и отраслевых источников, могут составить от десятков миллионов до миллиардов рублей.
МОСКВА, 14 мая (BigpowerNews) Как стало известно «Коммерсанту», крупные
энергокомпании требуют вернуть им налоговые льготы на электросетевое имущество.
Главы государственных «Интер РАО», «РусГидро», а также Волжской ТГК Виктора
Вексельберга и подконтрольной группе «Синтез» ТГК–2 Борис Ковальчук, Евгений
Дод, Борис Вайнзихер и Андрей Королев обратились в конце апреля с письмами к
руководителю Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаилу Мишустину и главе
Минэнерго Александру Новаку с просьбой исключить ограничения для генкомпаний по
получению налоговых льгот. Налоговый кодекс дает право на льготные ставки по
налогу на имущество для инфраструктуры — железнодорожных путей, федеральных
автодорог общего пользования, магистральных трубопроводов и ЛЭП, а также
технологически связанных с ними сооружений, пишут топ–менеджеры. Среди
энергообъектов в НК упоминаются также сетевые распредустройства,
трансформаторы, электростанции для собственных нужд и теплосети.
Но с 2014 года суды и налоговые органы стали отказывать генкомпаниям в
применении льгот, хотя никаких нормативных изменений не было, льготу стали
давать только сетевым компаниям, говорится в письмах. Отказ обычно объясняют
тем, что оборудование находится на балансе компаний, производящих, а не
передающих электроэнергию, но менеджеры настаивают, что в законе нет указаний
на вид деятельности компаний. В ходе реформы энергетики сети и генерация были
разделены, но у генкомпаний остается инфраструктура, идущая от электростанций к
точкам присоединения к инфраструктуре сетевых компаний, отмечает
«Коммерсант».
Налоговые ставки по налогу на имущество устанавливаются регионами и не могут
превышать 2,2%. Старший юрист налоговой практики Sameta Юлия Кузнецова
напоминает, что с января 2013 года НК предусматривает полное освобождение от
налога на имущество лишь для федеральных автодорог общего пользования. Для
других инфраструктурных объектов действуют пониженные ставки: в 2014 году они
не могут превышать 0,7%, в 2015 году — 1%, в 2016 году — 1,3%, в 2017 году —
1,6%, в 2018 году — 1,9%. Но перечень оборудования, для которого предусмотрены
льготы, не менялся, отмечает юрист.
Источник «Коммерсанта» в ФНС подтвердил получение писем и сообщил, что в
ведомстве готовят ответ. В Минэнерго не ответили на запрос газеты. В «Интер
РАО», «РусГидро», ТГК–2 и Волжской ТГК подтвердили факт обращения в Минэнерго и
ФНС, «РусГидро» обращалась и в комитет по энергетике Госдумы. Речь идет о
миллиардах рублей дополнительных начислений, говорят в «Интер РАО». За
2014–2015 годы «РусГидро» пока ничего не доначислено, отмечают в компании, но
источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, говорит, что потенциально доплата
превысит 10 млрд. руб. В ТГК–2 настаивают на сохранении налоговых льгот
для теплосетевого хозяйства. Для Волжской ТГК льготы также в основном касаются
имущества, связанного с передачей тепла,— магистральных трубопроводов, зданий
насосных станций, эстакад технологических трубопроводов и т. д. В
зависимости от методики расчета дополнительные выплаты ТГК–2 могут составить
несколько десятков миллионов рублей. В Волжской ТГК объем неподтвержденных
налоговыми органами льгот на имущество оценивают в 198 млн. руб. за
2010–2014 годы, прогноз на 2015 год — 17,5 млн. руб, пишет
«Коммерсант».