МОСКВА, 7 октября (BigpowerNews) – Правительство РФ своим
распоряжением
утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Внедрение целевой модели рынка
тепловой энергии».
Документ было разработан Минэнерго по поручению президента Владимира
Путина.
В кабмине рассчитывают, что эта «дорожная карта» «позволит перейти к
2020–2023 годам к целевой модели рынка тепловой энергии и обеспечить
«структурные, организационные и нормативные изменения сферы теплоснабжения,
направленные на повышение качества и надёжности теплоснабжения, повышение
экономической эффективности деятельности в этой сфере».
«Новая модель рынка тепловой энергии будет стимулировать развитие
эффективных источников тепла с понятными источниками инвестиций и основываться
на долгосрочной договорённости с ответственными инвесторами», ожидают в
правительстве.
Моделью предусматривается отмена регулирования цен на пар для потребителей
на коллекторах источников тепловой энергии (кроме населения) с учётом
особенностей для отдельных категорий потребителей.
Новая система ценообразования будет внедряться во всех системах
централизованного теплоснабжения России.
В частности, предусмотрено:
определение предельного уровня цены на тепловую энергию из общей тепловой
сети с использованием метода «альтернативной котельной» по правилам,
утверждаемым Правительством, с использованием формулы, включающей
технико-экономические параметры «альтернативной котельной» с учётом
региональных особенностей. Наделение полномочиями некоммерческого партнёрства
«Совет рынка» по расчёту цены «альтернативной котельной» для крупных городов с
населением от 500 тыс. человек;
либерализация цен для источников тепловой энергии, а также отмена ценового
регулирования теплосетевых организаций с возможностью определения референтных
расценок на услуги по передаче тепловой энергии;
отмена платы за подключение к централизованной системе теплоснабжения (за
исключением случаев реализации крупных инвестиционных проектов, которые
соответствуют критериям, определённым Правительством).
Кроме этого к основным принципам модели относится повышение эффективности
деятельности единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), расширение её
функций и полномочий.
Предусмотрено усиление функций ЕТО как «единого окна» для потребителей
тепловой энергии, в том числе по вопросам обеспечения надёжности и качества
теплоснабжения перед каждым потребителем.
ЕТО наделяется ответственностью за оптимизацию загрузки тепловых мощностей,
обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления
системой теплоснабжения (развитие системы теплоснабжения и её вывод на целевой
уровень).
Вводятся обязанности ЕТО по разработке схемы теплоснабжения с учётом
сохранения её статуса как документа, определяющего планы по развитию систем
теплоснабжения.
Вводятся меры по стимулированию перехода ЕТО от владения объектами
теплоснабжения на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления
(МУП/ГУП) на иные виды владения объектами (право собственности, доля в уставном
капитале и т.п.).
Усилится ответственность ЕТО за невыполнение или недобросовестное выполнение
своих функций, в т.ч. вводятся экономические санкции за несоблюдение ЕТО своих
функций.
Внедряются дополнительные механизмы контроля и предупреждения
недобросовестного поведения ЕТО и иных субъектов теплоснабжения.
Переход к новой модели рынка тепловой энергии обеспечит повышение
инвестиционной привлекательности теплоснабжающих организаций в регионах России,
что позволит обновить основные производственные фонды и в среднесрочной
перспективе повысить эффективность по производству тепла, качество и надёжность
теплоснабжения, а также улучшить клиентоориентированность единых
теплоснабжающих организаций, в том числе за счёт повышения ответственности
бизнеса перед потребителями.
Как сообщил на совещании правительстве в понедельник, 6
октября, вице-премьер Аркадий Дворкович, новая модель
рынка тепла начнет внедряться со следующего года, окончательно крупные
города перейдут на нее к 2020 году.
Законы, необходимые для реализации этой модели, сейчас готовятся,
и до конца года будут внесены на рассмотрение правительства
и Госдумы, а до середины следующего года весь набор нормативных
актов будет принят, добавил вице-премьер.
Сегодня плата за тепло составляет более половины всего тарифа
за коммунальные услуги, и если не поменять модель регулирования,
то эта составляющая будет только расти, причем расти ускоренными темпами,
рассказала Дворкович.
По его словам предложенная модель «уже существует в тех странах, где
есть централизованное теплоснабжение, прежде всего, в странах Северной
Европы». «В каждой системе, где есть централизованное теплоснабжение…
определяется единая теплоснабжающая организация, это, как правило, самая
большая организация в этой системе, которая отвечает за надежность
и качество теплоснабжения, и которая полностью выстраивает все планы:
инвестиций, планы развития в этом секторе. При этом устанавливается
предельный уровень цены на тепловую энергию, который определяется
не исходя из затрат и какой-то нормы
прибыли, а исходя из цены альтернативной котельной, то есть
альтернативного источника теплоснабжения», — пояснил Дворкович.
По его данным, в 60% поселений сегодня тариф выше, чем эта
альтернативная цена. «Это значит, что можно будет заморозить существующий тариф
и не индексировать его в последующие годы в 60% поселений
России. В остальных пока ниже, там динамика определенная продолжится
жестко, под контролем. В большинстве случаев эта динамика будет в меру
инфляции, или плюс 1% инфляции, в ряде случаев — плюс 2−4% сверх
инфляции», — добавил вице-премьер.
Он отметил, что инвесторы заинтересованы в такой модели
долгосрочного регулирования: ожидается, что общий объем инвестиций
до 2025 года составит около 2,5 триллиона рублей. «Предельные сроки,
которые устанавливаются для завершения процесса перехода к новой системе:
2020 год — для всех крупных городов и там, где есть ТЭЦ,
и 2023 год — для всех остальных», — сказал Дворкович.