МОСКВА, 28 июня (BigpowerNews) В 2012 году закон «О федеральной контрактной
системе» повторно рассмотрен Правительством Российской Федерации. В предыдущий
раз документ был отправлен на доработку и дальнейшее межведомственное
согласование, поскольку Министерство финансов РФ и Федеральная антимонопольная
служба выступили с жесткой критикой законопроекта.
Как отметили эксперты и представители самих ведомств, перед очередным
рассмотрением в Правительстве документ был частично переработан, в результате
чего Министерству экономического развития РФ и ФАС удалось значительно сблизить
свои позиции.
Законопроект был внесен в Государственную Думу и принят в первом чтении.
Заинтересованные стороны в течение 30 дней могут представить свои поправки в
документ.
Законопроект «О ФКС» в полном объеме регламентирует закупочный цикл, как то:
планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд,
формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка результатов,
мониторинг, аудит, надзор и контроль за соблюдением устанавливаемых
требований.
Пересмотру подверглись так называемые антидемпинговые меры. Теперь у поставщика
есть возможность предлагать снижение цены более чем на 25% от ее начального
уровня. Для этого ему придется предъявить гарантийное письмо от производителя,
если речь идет о товарах, или развернутое обоснование снижения цены, если речь
идет об услугах. В том случае, если речь идет о работах, для выполнения которых
необходимо наличие допуска, выдаваемого соответствующей саморегулируемой
организацией, участник конкурса будет обязан предоставить заключение данной
саморегулируемой организации о возможности выполнения данных работ по
выставленной в заявке цене.
Довольно серьезные изменения произошли и в механизмах закупок, введены такие
виды конкурсов, как двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и
запрос предложений. При этом запрос предложений теперь признается допустимым
только в течение четвертого квартала каждого года, если на закупку товара
(услуги) были выделены дополнительные средства, или если предыдущие торги были
признаны несостоявшимися, а заказчик не имеет достаточного времени для
проведения новых торгов по стандартной процедуре.
Также были скорректированы процедуры, связанные с возможностью одностороннего
расторжения контракта. С одной стороны, произошло сокращение сроков для
оспаривания расторжения в контрольном органе – теперь этот срок составляет 10
дней. С другой стороны, в законопроект были внесены дополнительные меры по
защите поставщика. В тексте документа присутствует положение, согласно которому
заказчик обязан уведомлять ФАС о желании разорвать контракт, а также
публиковать соответствующую информацию на своем интернет-сайте.
Кроме того, в текст внесены антикоррупционные поправки, а именно: общественные
организации смогут на основании данных о государственных закупках подавать
судебные иски о защите прав неограниченного круга лиц; участником системы
государственных закупок признаются любые лица, обладающие
дееспособностью.
Стоит упомянуть и о частичной либерализации требований к обеим сторонам торгов.
В обновленном варианте законопроекта из списка документов, которые необходимо
предъявлять для участия в торгах, убраны те, которые в подавляющем большинстве
случаев реально не требуются.
Министерством экономического развития предусмотрено поэтапное введение в
действие нового закона. Закупка товаров, работ и услуг из утверждаемого
Правительством РФ перечня будет и в дальнейшем осуществляться посредством
проведения открытых аукционов в электронной форме. Таким образом, электронный
аукцион останется преимущественной формой государственных закупок. Именно
поэтому электронные площадки, используемые для размещения
государственного заказа, будут работать согласно нормам закона ФЗ-94 «О
госзакупках» до момента получения аккредитации по правилам закона «О
Федеральной контрактной системе».
Несмотря на то, что в целом оценка новой версии закона со стороны ФАС носит
гораздо более позитивный характер, представители ведомства считают, что
некоторые изменения, произведенные Министерством экономического развития, могут
привести к серьезным проблемам в сфере госзаказа. Текст законопроекта был
изложен в новом формате, что создает необходимость разработки нового
пакета подзаконных актов, регулирующих госзакупки. По оценкам ФАС, речь идет
более чем о 20 подзаконных актах, на формирование которых может уйти до
нескольких лет. Более того, под вопросом оказывается актуальность наработанной
за несколько лет судебной практики, а это значит, что придется переобучать
огромное количество специалистов в сфере государственного заказа.
В то время как государственные ведомства продолжают взаимные консультации,
направленные на достижение компромисса в отношении содержания закона «О ФКС»,
профессиональное сообщество строительной отрасли вновь заявляет о необходимости
учета особенностей государственных закупок в сфере строительства при
формировании итогового варианта Федеральной контрактной системы.
Как указывают эксперты отрасли, на сегодняшний день добросовестные заказчики
зачастую вынуждены применять квазикоррупционные методы отбора поставщиков,
ориентируясь на их репутацию и опыт работы, поскольку действующее
законодательство не предоставляет заказчикам такой возможности. При этом
отмечается, что нынешняя система размещения госзаказа в строительстве не
является реальным препятствием для сговора участников рынка.
Члены профессионального сообщества настаивают на том, что в строительной
отрасли ключевыми факторами отбора претендентов должны быть деловые и
репутационные характеристики участников конкурса. Кроме того, высказываются
предложения об увеличении роли саморегулируемых организаций в исполнении
государственного заказа. Для этого предлагается вводить представителей
саморегулируемых организаций в конкурсные комиссии, а также сообщить СРО
определенные функции в части контроля качества исполнения контракта и
ввода зданий и сооружений в эксплуатацию.
Насколько эти пожелания будут учтены в итоговом варианте закона «О ФКС», пока
сказать сложно. Тем не менее, то, как разворачивается процесс согласования
документа, позволяет предполагать, что более гибкие, комплексные конкурсные
механизмы, ориентированные в первую очередь на обеспечение качества закупаемых
товаров и услуг, имеют определенные шансы на вхождение в законопроект.
Как отмечает генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев:
«Строительная отрасль нуждается в развитой и эффективной системе госзакупок,
механизмы которой, гарантируя защиту интересов обеих сторон, заказчика и
подрядчика, могли бы обеспечить надлежащее исполнение заключаемых
контрактов на требуемом уровне качества и безопасности строительства. В
данном контексте одна из важнейших задач саморегулируемого сообщества –
выработать подходящие для этого конкретные решения и донести их до министерств
и ведомств, комитетов органов законодательной власти, занимающихся доработкой
законопроекта».
МОСКВА, 17 июля (BigpowerNews) – Вице-премьер РФ Александр Новак провёл
совещание по вопросу энергоснабжения потребителей, осуществляющих майнинговую
деятельность с участием представителей федеральных органов власти,
энергетических компаний, общественных деловых объединений и отраслевых
ассоциаций, депутатов ГосДумы.
МОСКВА, 16 июля (BigpowerNews) — Правительство РФ распоряжением №1907-р от 16 июля 2025 года установило размеры компенсационных средств для энергокомпаний, работающих на территориях, ранее относившихся к неценовым зонам.
Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.
Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews.
Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте!
Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания.
Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.