Генеральный директор «Силовых машин» Алексей Подколзин дал
интервью
ТАСС.
Ключевые заявления:
Суммарная мощность законтрактованного оборудования «Силовых машин»
составляет 18,5 ГВт это 64 машины для российских энергокомпаний, и еще
13 предназначены для зарубежного рынка.
В общей сложности у «Силовых машин» законтрактовано 16 газовых турбин со
сроками производства в 2025–2026 годах и частично в 2027 году. В этом году
компания изготовят пять машин, в следующем семь.
В настоящий момент «Силовые машины» готовы выпускать в год восемь газовых
турбин типа ГТЭ-65 и ГТЭ-170. С 2029 года после доинвестирования в расширение
мощностей смогут выпускать 10 машин ежегодно.
С начала 2025 года «Силовые машины» строго придерживаются
производственного графика.
Все решения по созданию ГТЭ-190 приняты, активно идет ее проектирование.
На базе технических решений ГТЭ-170 «Силовые машины» проводят НИОКР по
совершенствованию характеристик узлов машин данного типа. Это позволит вывести
на рынок ГТУ мощностью около 190 МВт с КПД выше 36%. Генерирующие компании уже
выразили интерес в получении новой турбины. Для них она экономически
интереснее. «Силовые машины» рассчитывают в 2029 году поставить головной
образец ГТЭ-190 первому заказчику. Более того, в будущем планируется заменить
всю линейку ГТЭ-170 на ГТЭ-190.
ГТЭ-190 это модернизация предыдущей машины с повышением мощности и
КПД. Мы даже не считаем ее за другой тип турбины.
— ГТЭ-300 принципиально другая машина, это уже F-класс. Она
потребуется не только для новых станций, но и для замены работающих турбин
иностранного производства, которые в 2030−х годах начнут вырабатывать свои
ресурсы. В настоящее время «Силовые машины» изучают спрос на данный тип
оборудования, чтобы понять, насколько новый продукт будет востребован на
российском рынке, а также определить пилотный проект с головным образцом.
Создание новой турбины потребует больших инвестиций, и «Силовым машинам» важно
понимать, как и на каких условиях будут проводиться конкурсы. Для создания
новой машины такого класса от момента принятия решения может потребоваться от
трех до семи лет, в зависимости от реализации инвестиционных программ. Выйти на
серийное производство можно за восемь — девять лет.
«Силовые машины» готовы обсуждать компенсацию понесенных в результате
задержки поставки турбин потерь со своими клиентами. Обсуждения об этом на
уровне правительства были. Рассматривали несколько вариантов, но на данный
момент подходящих механизмов не нашли.
«Силовые машины» уже реализовали первый цикл инвестпрограммы, чтобы
расшить узкие места и нарастить товарный выпуск. Только за 2025 год он вырос в
полтора раза по сравнению с прошлым годом. Всего в организацию производства
газовых турбин компания инвестировала 25 млрд рублей, из которых 6,9 млрд
рублей на НИОКР субсидированы государством. Инвестиционная программа этого года
составляет 19,2 млрд рублей. Что касается дальнейшего развития, «Силовые
машины» ориентируюся на генсхему развития энергетики до 2042 года, утвержденную
Минэнерго.
Чтобы удовлетворить спрос, «Силовые машины» планируют в течение 5 лет
инвестировать в развитие своих производственных мощностей еще порядка 75
млрд рублей. Эти мероприятия позволят компании нарастить мощности до 10
газовых турбин в год, а также в два раза увеличить производство оборудования
для АЭС и в полтора — паросилового оборудования для теплогенерации.
— Результаты КОММод ПГУ в октябре вызвали серьезные опасения, так как
показали фундаментальные системные противоречия. Генерирующие компании
заявились лишь на 1 из 5 ГВт для модернизаций с применением парогазовых
установок. Ни одна новая газовая турбина большой мощности в отбор не попала.
Это следствие того, что текущая экономическая модель делает рентабельной только
самую дешевую модернизацию устаревшего парового оборудования, но не создает
стимулов для применения современных высокотехнологичных решений. Необходимо
пересмотреть предельный уровень капзатрат на проекты модернизации ТЭС с
применением газовых турбин и провести дополнительный отбор таких проектов на
2029–2031 годы.
Финансовое состояние «Силовых машин» стабильное. У компании достаточно
денег для операционной деятельности и базовых инвестиций, но на создание новых
продуктов нужно больше средств.
Основные планы «Силовых машин» — инвестировать в развитие
собственной мощности.