В Минэнерго и «Россетях» считают, что нововведения не создадут серьезной нагрузки на бизнес. Более того, в итоге они приведут к снижению энерготарифов . По оценке же Минэкономразвития, ежегодные расходы предприятий только на оплату резерва сетевой мощности могут составить от 44 млрд до 79 млрд рублей.
BigpowerNews
в Telegram https://t.me/Bigpowernews
!!! JOIN BIGPOWER channel
!!!
МОСКВА, 26 августа (BigpowerNews) Минэкономразвития в начале августа
представило первому вице-премьеру Антону Силуанову собственный анализ возможных
последствий внедрения двух инициатив, ранее предложенных Минэнерго. Как
сообщают «Известия», в документе идет речь о дифференциации тарифов на передачу
электроэнергии по магистральным сетям ФСК, а также о введении оплаты резерва
мощности. По оценке Минэка, нововведения существенно увеличат нагрузку на
бизнес: ежегодные расходы предприятий только на оплату резерва могут составить
от 44 млрд до 79 млрд рублей.
«Россети» не согласны с подобной оценкой, заявили газете в компании. Там
полагают, что инициативы позволят снизить электросетевые тарифы для всех
потребителей, и лишь те из них, кто неэффективно использует максимальную
мощность, будут платить за резерв, но — в разы меньше, чем насчитали в
Минэкономразвития. При этом предприятия заранее предупредят об объемах
неиспользуемой сетевой мощности.
В «Россетях» пояснили, пишут «Известия», что в первый год введения новых
правил общая плата за резерв для бизнеса составит не более 35,8 млрд рублей.
При этом в зависимости от вида производства средние годовые затраты увеличатся
на 2–10%. Черная металлургия может дополнительно заплатить максимум 4% (1 млрд
рублей), цветная – 2% (0,4 млрд рублей), РЖД –– 7% (2 млрд рублей),
газопроводный транспорт – 5% (0,6 млрд рублей).
«Расчет выполнен при условии, что потребители не будут отказываться от
неиспользуемой максимальной мощности и эта сумма является предельной. Однако у
любой компании и организации есть возможность отказаться от излишней
максимальной мощности, тогда автоматически исчезнет и необходимость за нее
платить», – пояснили в «Россетях».
В компании также отметили, что плата за объемы резервируемой максимальной
мощности учитывается при тарифном регулировании. Так, средства, полученные
сетевыми организациями в период с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021−го,
будут исключены из необходимой валовой выручки (НВВ) на следующие два года
(2022–2023). Поскольку на основе НВВ определяется размер тарифов, ее уменьшение
приведет к снижению стоимости услуги по передаче электроэнергии.
Введение платы за резерв было предложено Минэнерго с целью более
эффективного использования существующих энергомощностей. В ведомстве
«Известиям» пояснили, что по действующим нормам услуги по передаче
электроэнергии оплачиваются, исходя из фактически потребленного объема. Такой
подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности,
заказываемой при технологическом присоединении
«С 2011 по 2018 год «Россети» по заявкам потребителей построили сетевую
инфраструктуру для максимальной мощности в 88 ГВт, при этом фактическая
потребляемая мощность приросла лишь на 8 ГВт. Таким образом, 90% построенных по
заявкам потребителей мощностей не используется», – сообщили в Минэнерго.
Там подчеркнули, что плату предполагается вводить поэтапно. В первый год
будет оплачиваться лишь 5% резерва, или 3,4 ГВт. Далее эта доля будет
увеличиваться и через четыре года составит 60%. В Минэнерго отметили, что в
течение переходного периода потребитель сможет понять, нужна ли ему
зарезервированная мощность или от нее проще отказаться в пользу других. Такой
подход уже поддержан в правительстве премьер-министром Дмитрием Медведевым и
вице-премьером Дмитрием Козаком, напомнили в ведомстве.
Дифференциация тарифов на передачу электроэнергии по магистральным сетям
также в итоге позволит снизить стоимость электроэнергии, уверены в
«Россетях».
Дело в том, что с начала 1990−х годов в российской электроэнергетике
действует так называемое перекрестное субсидирование. Население платит за
потребляемую электроэнергию меньше ее реальной стоимости, а разницу
компенсируют промышленные потребители. Это своего рода социальная нагрузка на
бизнес, которая раньше была равномерно распределена между различными
организациями. Однако, когда в России появились потребители, напрямую
подключенные к магистральным сетям ФСК с более низким тарифом, их участие в
перекрестном субсидировании завершилось. В итоге вся нагрузка теперь ложится на
пользователей распределительных сетей.
В Минэнерго «Известиям» сообщили, что в первом полугодии 2019−го тариф на
услуги по передаче электрической энергии для потребителей, присоединенных к
магистральным сетям, был в 3,6 раза ниже ставки для потребителей
распределительных сетей высокого напряжения и в 9,5 раза ниже платы для
потребителей сетей низкого напряжения.
По оценке «Россетей», дифференциация тарифов ФСК позволит хотя бы частично,
в пределах 17%, переложить необходимый объем перекрестного субсидирования на
крупных промышленных потребителей. В компании полагают, что это не приведет к
росту дополнительной тарифной нагрузки на бизнес, но позволит восстановить
социальную справедливость в отношении всех потребителей электроэнергии.
По предварительным расчетам «Россетей», введение дифференцированных тарифов
на услуги ФСК позволит в перспективе уменьшить «котловые» (единые) тарифы на
услуги по передаче электрической энергии в среднем на 6%.
Расчеты Минэнерго также показывают перспективу снижения «котловых» тарифов —
на 2,5% к 2025 году.
«При этом по отдельным субъектам РФ, где имеются значительный объем
перекрестного субсидирования и высокая доля прямых потребителей единой
национальной электрической сети (ЕНЭС), ожидается более существенное снижение
единых тарифов», – сообщили в Минэнерго.
В Белгородской области оно может составить 11,2%, в Красноярском крае –
19,1%, Кемеровской области – 6,2%, Челябинской – 5,5%, Волгоградской – 4,5%,
добавили в ведомстве, пишут «Известия».