МОСКВА, 29 сентября (BigpowerNews) «Совет рынка» прогнозирует рост доли
мощности в цене оптового рынка с одновременным увеличением в цене
мощности нерыночной составляющей. Это ведет к искажению рыночных сигналов и к
серьезным финансовым последствиям для потребителей электроэнергии. Чтобы
переломить этот тренд регулятор предлагает внести в модель ОРЭМ изменения,
сводящие к минимуму возможности включения нерыночных механизмов.
По оценке «Совета рынка», которая была представлена на заседании комиссии по
электроэнергетике РСПП 26 сентября, из-за действующих на энергорынке нескольких
видов перекрестного субсидирования рост нерыночной части в ценах на мощность к
2023 г может достичь 70%. В «Сообществе потребителей энергии» уверены, что этот
показатель составляет 65% уже сейчас.
При этом по словам председателя правления «Совета рынка» Максима
Быстрова, если в 2014 году доля мощности в совокупной цене оптового рынка
составляла 30%, в 2017 году – около 45%, то к 2023 году она вырастет до
50%.
«Таким образом, стоимость мощности является основным «драйвером» роста цены
оптового рынка», заявил Быстров 28 сентября в рамках XV конференции «Новая
Россия. Новая энергетика», отметив, что «стоимость «обычной» мощности,
отобранной на КОМ «старой» генерации и генерации, работающей в вынужденных
режимах, почти не меняется». «Основной вклад в рост стоимости мощности вносят
платежи за развитие новых секторов и территорий», подчеркнул он.
«Вплоть до настоящего времени прирост стоимости мощности обеспечивался почти
исключительно ДПМ и ДПМ АЭС. С 2017 года стало заметным влияние надбавок на
строительство генерации в Крыму, развитие ВИЭ, приведение тарифов на
электроэнергию на Дальнем Востоке в соответствие с базовым уровнем»,
говорит Быстров.
Вклад тепловых ДПМ в прирост стоимости мощности достигнет пика в 2020 году,
после чего начнет постепенно сокращаться, прогнозирует «Совет рынка». По
оценкам регулятора, на место «драйверов роста» стоимости мощности выйдут иные
надбавки, в первую очередь, на развитие генерации на ВИЭ, а также на
переработку ТБО и развитие генерации в Крыму и Калининграде.
В абсолютных цифрах, поскольку вклад ДПМ и ДПМ АЭС значительно превышает
прочие составляющие вместе взятые, «Совет рынка» ожидает снижения стоимости
мощности после 2021 года.
Регулятор прогнозирует, что «традиционная» энергетика – тепловая, атомная и
гидрогенерация – к 2023 году будет занимать порядка 75−77% в структуре платежа
за мощность, обеспечивая при этом более 95% выработки электроэнергии. «Такие
сектора как ВИЭ или переработка ТБО, хоть и не будут оказывать заметного
воздействия на объемы выработки электроэнергии, будут оказывать весьма
существенное влияние на стоимость мощности и, соответственно, конечную цену на
электроэнергию», говорит Быстров.
В «Сообществе потребителей энергии» считают, что нагрузка на потребителей к
2023 году с текущих 675 млрд. рублей в год увеличится до 990 млрд. рублей.
«Таким образом, отмечает глава «Совет рынка», можно
констатировать, что нерыночные надбавки на стоимость мощности искажают рыночные
сигналы и являются серьезным финансовым обременением для потребителей
электроэнергии». «Но в рамках энергосистемы страны объемы генерирующих
мощностей, вводимые с помощью этих надбавок, не имеют существенного значения,
хотя на локальном уровне могут играть заметную роль. Конечно, желательно свести
влияние этих механизмов на цены к минимуму», заявил предправления «Совет
рынка».
Усугубляет ситуацию увеличение числа регионов, в которых реализация всей
электроэнергии и мощности осуществляется по тарифам, только, говорится в
материалах РСПП. С сентября 2017 года к таким территориям отнесена Бурятия. В
перечень зон с особым функционированием оптового рынка уже включены Дагестан,
Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и
Чечня. В перспективе к таким регионам могут добавиться Калмыкия, Карелия,
Хакасия, Алтай, Забайкальский и Ставропольский края.
Уход потребителей в регулируемый сектор с оплатой по тарифу увеличивает
нагрузку на оставшихся. «Только с начала 2017 года рост удельной стоимости на
мощность на оптовом рынке относительно аналогичного периода 2016 года составил
порядка 20 %», отмечают в РСПП.
В качестве одного из вариантов решения Быстров называет корректировку модели
рынков электроэнергии и мощности, сводящую к минимуму возможности включения
нерыночных механизмов. К такому результату может привести, по его мнению,
например, «переход к децентрализованной модели, основанной преимущественно на
двусторонних договорных отношениях между поставщиком и потребителем, при
соответствующем снижении значения общесистемных платежей и сборов».
По словам Максима Быстрова, возможны и другие компромиссные подходы,
например, введение количественных ограничений, квот на применение нерыночных
надбавок, что позволит в какой-то мере ограничить их влияние на рыночные
цены.
В качестве еще одного варианта, дополняющего предыдущий, глава регулятора
называет «более широкое применение конкурентных механизмов в случаях, если
введение надбавок все же признано необходимым».
«В этом направлении в рамках своих возможностей «Совет рынка» движется в
части развития ВИЭ – использование конкурентных отборов проектов ДПМ ВИЭ,
учитывающих стоимость реализации проектов и, соответственно, их влияние на
стоимость мощности», поясняет Максим Быстров.
По итогам заседания комиссии РСПП 26 сентября ее председатель Григорий
Березкин предложил подготовить письмо в правительство РФ с описанием
сложившейся ситуации на энергорынке электроэнергии и с предложениями по решению
проблем избыточного субсидирования.
В частности, в РСПП предлагают внести изменения в законодательство, закрепив
величину субсидирования в отрасли с графиком ее поэтапного снижения. Также
предлагается перераспределять субсидирование в пределах зафиксированного объема
при введении субсидирования для новых потребителей или увеличения
субсидирования для уже существующих; ограничить объемы физического
энергопотребления, на которые может быть распространено субсидирование.
Проект письма еще будет согласовываться в комиссии.
Ситуация «отчасти отражает сокращение бюджетных расходов и невозможность
поддерживать социальные проекты за счет бюджета», отмечает Наталья Порохова из
АКРА в интервью «Коммерсанту». По ее оценке, цены выше среднероссийских из–за
высокой доли неэффективной (вынужденной) генерации сформировались только в
Забайкалье, в Хакасии и на Алтае они ниже средних. Директор «Сообщества
потребителей энергии» Василий Киселев считает, что ситуация на рынке мощности
идет «по классическому сценарию финансовой пирамиды из льгот, надбавок и
перекрестного субсидирования», а база для их финансирования сокращается, пишет
«Коммерсант».