МОСКВА,12 сентября (BigpowerNews) Оперативные ценопринимающие заявки
широко используется поставщиками при построении стратегий участия на оптовом
рынке и позволяет не только оптимизировать загрузку генерирующего оборудования,
но также осуществлять перераспределение объемов продажи электроэнергии между
рынком на сутки вперед и балансирующим рынком. Грамотное применение оперативных
ценопринимающих заявок позволяет поставщикам не только минимизировать
отклонения по собственной инициативе и штрафы в рынке мощности, но также
существенно уменьшить риски формирования «нулевых» цен и нестабильного
«рваного» графика загрузки генерирующего оборудования.
В данной статье мы рассмотрим процедуру конкурентного отбора БР подробнее, и
разберемся с механизмом подачи и учета оперативных ценопринимающих заявок.
Как мы рассматривали в предыдущей статье балансирующий рынок позволяет в режиме
реального времени корректировать загрузку генерации, обеспечивая минимизацию
стоимости производства электроэнергии и создавая стимулы для участников
выполнять команды Системного оператора и минимизировать отклонения по
собственной инициативе.
При проведении конкурентного отбора БР Системный оператор использует в
качестве входных данных следующую информацию:
актуальная информация о составе и параметрах генерирующего
оборудования;
прогноз потребления;
ценовые заявки поставщиков, поданные для участия в конкурентном
отборе РСВ;
ценовые заявки, поданные в отношении ГТП экспорта-импорта, а
также в отношении объектов управления, отнесенных к ГТП потребления с
регулируемой нагрузкой;
оперативные ценопринимающие заявки, поданные поставщиками
Системному оператору перед началом проведения конкурентного обора БР;
графики нагрузки ГЭС (с учетом выработанных за прошедшие часы
операционных суток объемов – для интегрально оптимизируемых ГЭС).
Математическая модель конкурентного отбора БР полностью идентична
математической модели РСВ. К существенным различиям можно отнести использование
прогноза потребления на БР вместо ценовых заявок покупателей. Кривая
предложения на БР представлены ценовыми заявками поставщиков, которые могут
быть скорректированы участниками путем подачи оперативных ценопринимающих
заявок.
Оперативные ценопринимающие заявки изменяют ранее поданную на РСВ ценовую
заявку и повышают шансы поставщика на загрузку или разгрузку относительно
планового объема производства.
Существует два типа оперативных ценопринимающих заявкок – в сторону
увеличения объемов производства и в сторону уменьшения, однако существует
принципиальная разница между порядком учета данных заявок.
Оперативные ценопринимающие заявки в сторону увеличения объемов производства
(далее – ОЦПУ) встраиваются в исходную ценовую заявку в виде ценопринимающей
пары <цена-количество>, что обеспечивает практически гарантированный (за
исключением случаем избытка ценопринимания и формирования нулевых цен) отбор
данных объемов.
Оперативные ценопринимающие заявки в сторону снижения объемов производства
(далее – ОЦПС) учитываются несколько иначе. Как мы рассматривали в предыдущей
статье, Системный оператор проводит конкурентный отбор БР в отношении
оставшегося на момент проведения периода до конца операционных суток. Таким
образом, в результате каждого расчета формируются итоговые значения индикаторов
стоимости БР на первые два часа (с 14 сентября после перехода на ежечасный БР –
на один час) и прогнозные значения индикатора БР на оставшиеся часы.
Встраивание ОЦПУ осуществляется в исходную заявку РСВ участника (после
корректировки под заявки ВСВГО) по максимальной цене из указанной в заявке и
прогнозного индикатора БР. Таким образом вероятность прохождения ОЦПУ (снижения
загрузки генератора в соответствии с поданной ОЦПУ) составляет около 50% и не
может быть спрогнозирована участником.
Помимо механизма учета оперативных ценопринимающих заявок необходимо
рассмотреть возможность их актуализации. Стандартная ситуация – персонал
генерирующей компании подает оперативные ценопринимающие заявки на несколько
часов вперед, например, в отношении ночных часов. В случае возникновения
внештатной ситуации, когда возникает необходимость оперативного изменения
графика нагрузки с актуализацией оперативных ценопринимающих заявок возникают
сложности, поскольку регламентами данная процедура описывается неоднозначно.
Так практический опыт показывает, что актуализация оперативных ценопринимающих
заявок возможна лишь в сторону увеличения объемов (дополнительного снижения
объемов – для ОЦПС). При этом отозвать ранее поданную оперативную
ценопринимающую заявку можно путем подачи встречной заявки, например, заменить
ранее поданную ОЦПУ на ОЦПС.
Вследствие описанных выше особенностей учета оперативных ценопринимающих
заявок, для гарантированного достижения поставленных целей очевидно
преимущество применения ОЦПУ, однако в отдельных случаях (например, при
внеплановом снижении значения максимальной активной мощности) для минимизации
объемов отклонения по собственной инициативе возможно использование только
ОЦПС, что, однако, не гарантирует отнесение отклонения на внешнюю инициативу. В
то же время при построении стратегии использования механизма оперативных
ценопринимающих заявок необходимо помнить, что при подаче ОЦПУ либо ОЦПС
изменяется порядок расчета КО ставок на отклонения – все отклонения по внешней
инициативе оплачиваются по индикатору стоимости БР (без учета цен в заявке
участника). Таким образом избыточное использование ОЦПУ и продажа существенных
объемов генерации на БР может привести к оплате объемов производства по нулевым
ценам.