На Главную

Расширенный поиск

НовостиКомментарииBigpower DailyЭнергорынокПродукты BigpowerNews
Вход Регистрация
 
11 ноября 2015, 08:47
Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF

Обзор ФЗ от 03.11.2015 № 307−ФЗ Об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов


Автор: старший юрист Практики по проектам в энергетике VEGAS LEX Юрий Татаринов специально для BigpowerNews

МОСКВА, 11 ноября (BigpowerNews) — Подписанный 3 ноября 2015 года Президентом РФ Федеральный закон № 307−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон № 307−ФЗ, Закон) опубликован 4 ноября 2015 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Закон № 307−ФЗ:

—  принят 23.10.2015 во втором и третьем чтении Государственной Думой Федерального собрания РФ, одобрен 28.10.2015 Советом Федерации Федерального Собрания;

—  вступает в силу по истечении тридцати дней с момента официального опубликования (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2016).

Закон № 307−ФЗ направлен на:

—  укрепление платежной дисциплины в отношении потребленных энергоресурсов;

—  ужесточение административной ответственности для случаев самовольного подключения (присоединения) к сетям электро-, тепло-, нефте- и газоснабжения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;

—  увеличение ответственности в случае нарушения режима ограничения потребления энергоресурсов.

Действие норм (статей) Закона № 307−ФЗ распространяется на все категории потребителей (в том числе независимо от организационно-правовой формы) – промышленные потребители, население, исполнители коммунальных услуг с учетом особенностей, предусмотренных для каждой из указанных групп, – и касается:

—  увеличения неустойки (пени) за просрочку платежей (газо-, тепло-, водо-, электроснабжение) в случае просрочки оплаты стоимости потребленных ресурсов (услуг по передаче соответствующего ресурса);

—  установления обязанности потребителей по предоставлению безотзывной банковской гарантии по оплате стоимости потребленных ресурсов (услуг по передаче ресурсов);

—  ужесточения размеров административной ответственности за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам
(в случае, если данные нарушения не содержат признаки уголовно-наказуемого деяния);

—  повышения размера ответственности за нарушение ранее введенного в установленном законом порядке режима полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, правил ограничения подачи и отбора газа, порядка введения режима ограничения или полного прекращения холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и сточных вод.

Ключевые изменения, предусмотренные Законом № 307−ФЗ:

1. Ответственность за просрочку платежа

Изменение пени за просрочку платежей
Население, ТСЖ, ЖСК С 1−го по 30−й 
день:
пени не начисляются
31−й – 90−й день:1/300 ставки рефинансирования ЦБ с 91−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ
Управляющие компании, тепло- и водоснабжающие предприятия С 1−го по 60−й день: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ с 61−го по 90−й день:1/170 ставки рефинансирования ЦБ с 91−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ
Прочие потребители С 1−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ

2. Банковская гарантия в случае нарушения порядка оплаты ресурсов

Закон № 307−ФЗ закрепляет обязанность Правительства РФ по установлению критериев, при соответствии которым у потребителей ресурсов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств (в том числе в виде банковской гарантии) по оплате энергоресурсов (услуг по их передаче) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате ресурсов.

Закон предусматривает, что обязанность по предоставлению банковской гарантии не возникает у потребителей, не имеющих неисполненных обязательств по оплате потребленных ресурсов.

Механизм предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате потребленных ресурсов не распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, казенные, автономные и бюджетные учреждения, собственников и пользователей (законных владельцев) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующих в соответствии с жилищным законодательством управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов.

Закон предусматривает «независимую банковскую гарантию» как механизм обеспечения исполнения обязательств по оплате стоимости потребленных энергоресурсов.

«Безотзывная банковская гарантия» подлежит предоставлению со стороны потребителя в случае:

—  наличия задолженности по оплате потребленных энергоресурсов (услуг по передаче);

—  соответствия потребителя критериям (предоставления обеспечения исполнения обязательств);

—  надлежащего уведомления потребителя со стороны ресурсоснабжающей организации, включающего сведения об основании возникновения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств и срока, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено.

В случае если потребитель в течение указанного в уведомлении срока устранил допущенное нарушение обязательств по оплате энергоресурса, предоставление обеспечения исполнения обязательств не требуется.

Нарушение указанного выше порядка предоставления обеспечения обязательств влечет административную ответственность.

В указанных целях КоАП РФ дополнен статьей 14.61, закрепляющей ответственность за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов для следующих лиц:

—  должностные лица: штраф от 40 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет;

—  юридические лица: штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

«Независимая банковская гарантия»:

—  должна включать условие о невозможности изменения условий без согласия бенефициара и ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия);

—  не должна содержать требование о предоставлении поставщиком ресурса для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обеспечиваемых гарантиями обязательств;

—  обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате потребленных ресурсов;

—  должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 741 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Срок действия банковской гарантии устанавливается Правительством РФ.

Закон закрепляет обязанность руководителей субъектов РФ по ежегодному утверждению перечней «неотключаемых» потребителей электрической энергии.

Порядок разработки перечня, в том числе в части критериев соответствия организаций для целей их отнесения к указанному перечню, подлежит утверждению со стороны Правительства РФ.

Аналогичным образом Закон предусматривает необходимость предоставления гарантий со стороны арендаторов при передаче им в аренду объектов тепло- и водоснабжения.

В частности, Закон № 307−ФЗ предусматривает, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается только после предоставления победителем конкурса организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок документов, подтверждающих:

—  заключение победителем конкурса договора энергоснабжения и (или) договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договоров поставки газа, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) и газа, необходимых для производства товаров, оказания услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества;

—  предоставление победителем конкурса по каждому из указанных выше договоров поставки электрической энергии, если они заключены с гарантирующим поставщиком электрической энергии, и по каждому договору поставки газа банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемых по данным договорам электрической энергии (мощности) и газа.

В качестве документов, подтверждающих выполнение указанных выше требований, победитель конкурса предоставляет надлежащим образом заверенные копии заключенных договоров поставки электрической энергии, договоров поставки газа, а также надлежащим образом заверенные копии предоставленных гарантирующему поставщику электрической энергии и поставщику газа банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу указанных гарантий гарантирующему поставщику электрической энергии, поставщику газа.

В случае непредоставления победителем конкурса организатору конкурса указанных документов, подтверждающих выполнение указанных требований, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора аренды по результатам конкурса.

3. Административная ответственность за нарушение порядка доступа к сетям электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (водоотведения)

Ключевые изменения в части административной ответственности касаются увеличения размера штрафа для случаев самовольного подключения к сетям электро-, теплоснабжения, а также к газо- и нефтепроводам.

Так, размер штрафа для физических лиц вырастет с 3–4 до 10–15 тысяч рублей, должностных лиц – с 6–8 до 30–80 тысяч рублей, юридических лиц – с 60–80 до 100–200 тысяч рублей.

В части нарушения порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, правил пользования газом, порядка ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод штрафы также возрастут.

Так, штрафы в отношении юридических лиц составят от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц – от 10 до 100 тысяч рублей. Для должностных лиц также предусмотрена дисквалификация на срок от двух до трех лет.

В случае нарушения установленного порядка обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, тепловой энергии или теплоносителя одновременно с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате, штрафы для юридических лиц варьируются в пределах от 100 до 300 тысяч рублей.

Ответственность должностных лиц предусматривает штраф в размере от 40 до 100 тысяч или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Закон закрепил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.

Законопроектом увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении.

4. Действие Закона № 307−ФЗ во времени

Закон № 307−ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней с момента опубликования (за исключением приведенных в ч. 2 ст. 9 Закона № 307−ФЗ отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2016).

Действие положений следующих нормативных правовых актов (в редакции Закона № 307):

—  Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69−ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»,

—  Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35−ФЗ «Об электроэнергетике»,

—  статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации,

—  статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115−ФЗ «О концессионных соглашениях»,

—  Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190−ФЗ «О теплоснабжении»,

—  Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,

распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Закона № 307 договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения, договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров поставки газа, договоров оказания услуг по транспортировке газа, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Действие положений статей 28.1, 28.3 и 28.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190−ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции Закона № 307−ФЗ) распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу Закона № 307.

Действие положений статей 41.1, 41.3 и 41.4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции Закона № 307−ФЗ) распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу Закона № 307.

Указанные выше договоры аренды систем и объектов, заключенные до дня вступления в силу Закона № 307−ФЗ, сохраняют силу до истечения срока действия данных договоров аренды.

Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF
РАНЕЕ В РУБРИКЕ
Все материалы рубрики: Энергорынок
ГЛАВНОЕ
15 июля, 17:28
МОСКВА, 15 июля (BigpowerNews) - Основной этап испытаний первой российской газовой турбины большой мощности "ГТД-110М" для энергетических установок успешно завершен, в понедельник началась ее опытно-промышленная эксплуатация на Ивановских ПГУ (ранее - Ивановская ГРЭС), сообщил ТАСС представитель Роснано.
15 июля, 17:39
ЧЕЛЯБИНСК, 15 июля (BigpowerNews) - Исполнявшая функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Челябинской области до июля 2018 года компания "Челябэнергосбыт" признана банкротом, открыто конкурсное производство, сообщается в понедельник на сайте Арбитражного суда Челябинской области.
15 июля, 05:40
Речь идет о распределении 220 МВт невыбранной квоты по проектам строительства малых ГЭС, вопрос будет обсуждаться в понедельник у вице-премьера Дмитрия Козака. Игроки солнечной и ветрогенерации, которых в целом поддерживают Минэкономики и Минэнерго, хотят забрать эти объемы себе, тогда как их конкуренты из гидрогенерации просят сохранить объемы за сектором и перенести их на будущее.



© 2019 ООО «БИГПАУЭР НЬЮС».
© 2009-2019 Информационное агентство «Big Electric Power News».
Категория информационной продукции 16+
тел. : +7(495) 589-51-97.
Страница BigpowerNews в Facebook
Страница BigpowerNews в Twitter
Телеграм-канал по энергетике BigpowerNews
Страница BigpowerNews в Instagram
Главный редактор: maksim.popov@bigpowernews.com
Редакция: editor@bigpowernews.com
Для пресс-релизов: newsroom@bigpowernews.com
Для анонсов:newsroom.events@bigpowernews.com
Отдел продаж:sales.service@bigpowernews.com

Информация об ограничениях

Самые актуальные новости энергетики России на профессиональном он-лайн издании BigpowerNews. Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте! Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания. Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.

ГЭС РусГидро
Атомная энергетика в России
Электроэнергетика России и стран СНГ
Статистика рынка электроэнергии
АЭС России
ОРЭМ
Альтернативная энергетика
Рынок электроэнергии России
Котировки акций электроэнергетических компаний
Форум энергетиков
ТЭЦ
Министерство энергетики России
Энергетика, промышленность России
Перспективы развития энергетики
Мировая энергетика
Тарифы на электроэнергию
Промышленная энергетика
Росэнергоатом
Проблемы энергетики
Реформирование электроэнергетики России
ГРЭС
Интер РАО ЕЭС
РусГидро
Холдинг МРСК

Расширенный поиск