Цены на газ на 2016 год предлагается повысить на 5%, электросетевые тарифы – на 7,5%, грузовые тарифы ОАО РЖД — на 10% и без бюджетных субсидий. В отличие от предыдущих вариантов, в правительстве отказались от тарифных «вилок», предполагающих дискуссии по темпам роста. По оценке источников, Белый дом пытается прежде всего не допустить дополнительных расходов бюджета.
МОСКВА, 23 сентября (BigpowerNews) Минэкономики вновь скорректировало
прогноз роста тарифов на следующие три года, соответствующие изменения внесены
в прогноз социально–экономического развития на 2016–2018 годы по итогам
совещания по бюджету в правительстве от 11 сентября, рассказали «Коммерсанту»
источники, знакомые с ситуацией. Тарифы на газ, которые предполагалось
индексировать на 7,5% для промышленности и населения, теперь будут в 2016 году
повышены лишь на 5%. Минэнерго уже выразило свое несогласие с таким подходом,
но ФАС поддержала. На 2017–2018 годы тарифы на газ для промышленности
предполагается повышать на 7% и 6,2%, для населения темпы роста будут на
1 п. п. быстрее. По словам источников «Коммерсанта», знакомых с
позицией Минэкономики, более умеренный рост тарифов на газ должен сдержать и
цены на оптовом энергорынке, которые оказывают наибольшее влияние на
потребителей.
Для электросетевых и железнодорожных тарифов на следующий год не было
согласованных параметров повышения, а был предусмотрен диапазон в 7,5–11%. В
новой версии прогноза «вилки» уже нет: для сетей рост тарифа на 2016 год
составит 7,5%, в последующие два года — 7% и 6,2%. В «Россетях» тарифные
предложения не комментируют, отмечает «Коммерсант». Прогноз роста цен на
электроэнергию для населения не изменился — на 8,5% в 2016 году, затем на 8% и
7,2%. Общий рост коммунальных тарифов в 2016 году не должен превысить 7%.
Для ОАО РЖД вместо «вилки» предложен рост тарифа на 10% в 2016 году, а
затем резкое сокращение темпов индексации — до 4,5% в 2017 и 2018 годах. Этот
вариант можно считать неким компромиссом между позициями бывшего главы РЖД
Владимира Якунина, настаивавшего на индексации в 10% и 40 млрд. руб.
бюджетных субсидий (такое решение по–прежнему поддерживает Минтранс), и главы
ФАС Игоря Артемьева. На этой неделе господин Артемьев заявил, что индексация
возможна в пределах 7,5–10%, но без субсидий. Минэкономики, судя по всему,
также считает, что индексация в 10% исключает субсидии, предполагает
«Коммерсант». Там не стали комментировать показатели индексации грузовых
тарифов, указанные в прогнозе, но отослали к выступлению министра Алексея
Улюкаева, отмечает газета. Он говорил на прошлой неделе, что вопрос о субсидиях
ОАО РЖД может обсуждаться, только если индексация пройдет по нижней планке
в 7,5%, а при 10% субсидии не требуются, напоминает издание. В ОАО РЖД это
не комментируют.
По словам источника «Коммерсанта» в правительстве, экономический блок Белого
дома пытается максимально «поджать» тарифы госкомпаний так, чтобы это не
привело к необходимости прямой бюджетной поддержки (в текущей ситуации с
бюджетом субсидии маловероятны). Этим он объясняет более низкий рост газовых
тарифов (отрасль способна сравнительно безболезненно справиться с выпадением
этих доходов), а также отсутствие изменений по тарифам электросетей — более
низкая индексация означала бы нужду в прямых субсидиях.