На Главную

Расширенный поиск

НовостиКомментарииBigpower DailyЭнергорынокПродукты BigpowerNews
Вход Регистрация
 
22 сентября 2015, 15:58
Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF

Обзор проекта 4−ого антимонопольного пакета: ключевые изменения в сфере электроэнергетики


Автор: юрист Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX Александр Киселев для BigpowerNews

МОСКВА, 22 сентября (BigpowerNews) — Проект Федерального закона № 602468−6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“, иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Законопроект, четвертый антимонопольный пакет) принят 16 сентября во втором чтении Государственной думой РФ.

Принятый законопроект вносит существенные изменения в действующее антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности.

Ключевые изменения для хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики приведены в настоящем обзоре.

1. Исключение контроля антимонопольных органов за нарушениями в отношении отдельных физических лиц.

Одним из наиболее важных изменений в контроле за поведением хозяйствующих субъектов со стороны антимонопольного органа является запрет действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей[1].

Таким образом, вне сферы действия запретов статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135−ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) оказываются нарушения прав отдельных потребителей-физических лиц (например, нарушение сроков осуществления технологического присоединения со стороны сетевой организации, отказ от заключения договора энергоснабжения со стороны гарантирующего поставщика).

Перемены в определении запретов в поведении хозяйствующих субъектов окажут безусловно позитивное влияние на деятельность регулируемых организаций и будут способствовать снижению нагрузки на антимонопольный орган по рассмотрению дел о нарушении Закона о защите конкуренции.

2. Отмена ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35 %.

Законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 6.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, предусматривается исключение из полномочий антимонопольного органа ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара[2].

Подобные изменения также положительно скажутся на рынке, так как с отменой обязанности по ведению соответствующих реестров автоматически меняется порядок по согласованию гражданско-правовых сделок с антимонопольным органом и предоставлению дополнительных сведений о хозяйственной деятельности.

С точки зрения порядка рассмотрения антимонопольных дел отмена реестров означает необходимость доказывания антимонопольным органом доминирующего положения на основании проведения анализа рынка при рассмотрении каждого антимонопольного дела.

3. Запрет на одновременную выдачу предписания о перечислении дохода в федеральный бюджет и привлечение к административной ответственности.

Ранее запрет на выдачу хозяйствующему субъекту предписания в порядке пункта 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции и привлечение к административной ответственности за то же правонарушение был предусмотрен решениями Президиума ФАС России.

Законопроектом статья 51 Закона о защите конкуренции дополняется положением, согласно которому предписание о перечислении в доход незаконно полученных денежных средств федерального бюджета не может быть выдано лицу, которое подлежит привлечению к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в виде административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение.

4. Введение коллегиального органа в ФАС России.

Законопроектом предусматривается создание в ФАС России коллегиального органа, который:

1)  рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства Российской Федерации и дает разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства Российской Федерации;

2)  пересматривает решения и (или) предписания территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства Российской Федерации либо нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Таким образом, появление внутренней «апелляции» в системе антимонопольных органов позволит более эффективно обеспечить единообразное толкование законодательства региональными управлениями при рассмотрении дел, а также обеспечит возможность обжалования хозяйствующими субъектами ненормативных актов в досудебном порядке.

5. Введение досудебного порядка обжалования решений территориальных органов.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трех месяцев.

Решение по жалобе принимается коллегиальным органом федерального антимонопольного органа в течение двух месяцев со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 дней. О принятом решении в течение десяти дней со дня его изготовления сообщается в письменной форме лицам, участвующим в деле, и территориальному органу, чье решение и (или) предписание было обжаловано.

Стоит особо отметить, что коллегиальный орган федерального антимонопольного органа не вправе пересматривать решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, если такое решение и (или) предписание обжаловано в судебном порядке.

По итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган федерального антимонопольного органа вправе:

1)   оставить жалобу без удовлетворения;

2)   отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа;

3)   изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа или вынести новое решение и (или) предписание. В этом случае не может ухудшаться положение лица, в отношении которого вынесено решение или которому выдано предписание.

Решение коллегиального органа федерального антимонопольного органа подписывается руководителем федерального антимонопольного органа – председателем коллегиального органа – и подлежит размещению в срок, не превышающий пяти рабочих дней на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Решение коллегиального органа федерального антимонопольного органа, принятое по результатам пересмотра решения территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента опубликования такого постановления (решения) на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, досудебный порядок, предусмотренный изменениями в Законе о защите конкуренции является схожим с уже существующим порядком в налоговых правоотношениях и позволит в сжатые сроки получить позицию ФАС России по существу рассмотренного в отношении хозяйствующего субъекта дела.

6. Новые составы правонарушений для выдачи предупреждений.

Законопроектом устанавливается, что предупреждение выдается лицам, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6[3] и 8[4] части 1 статьи 10, пунктов 1 — 3 части 1 статьи 14 и статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, пунктов 1 — 3 части 1 статьи 14 и статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, расширяется число случаев, при которых антимонопольный орган имеет право, не возбуждая дело, реагировать на противоправное поведение хозяйствующего субъекта.

Выводы

Подводя итог, следует отметить, что четвертый антимонопольный пакет несет в себе множество положительных изменений для хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики, связанных в первую очередь со снижением очевидных административных барьеров в деятельности.

При этом для реализации указанных изменений на практике необходимо дождаться завершения процедуры рассмотрения Законопроекта в Государственной думе и вступления его в законную силу.


[1] Абзац 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

[2] Кроме коллективного доминирования, а также случаев, прямо указанных в российском законодательстве.

[3] Экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

[4] Создание дискриминационных условий

Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF
РАНЕЕ В РУБРИКЕ
Все материалы рубрики: Энергорынок
ГЛАВНОЕ
Сегодня, 10:09
МОСКВА, 23 апреля (BigpowerNews) - «Сообщество потребителей энергии» и «Совет производителей электроэнергии» 22 апреля направили вице–премьеру Дмитрию Козаку письмо с просьбой отклонить предложение заксобрания Забайкальского края о введении там регулируемых тарифов, пишут «Ведомости», которым удалось ознакомиться с письмом.
Сегодня, 08:20
МОСКВА, 23 апреля (BigpowerNews) - Счетная палата по итогам контрольно-надзорных мероприятий в 2018 году выявила низкое качество разработки документов стратегического планирования в энергетике, контроля за реализацией инвестпроектов в отрасли и недостаточную результативность реализации госпрограммы по энергоэффективности, сообщает ТАСС со ссылкой на отчет ведомства за 2018 год.
22 апреля, 08:35
Fortum стремится существенно сократить свое присутствие в традиционной генерации в РФ, оставив в своем портфеле преимущественно зеленую энергетику.



© 2019 ООО «БИГПАУЭР НЬЮС».
© 2009-2019 Информационное агентство «Big Electric Power News».
Категория информационной продукции 16+
тел. : +7(495) 589-51-97.
Страница в Facebook
Страница в Twitter
Главный редактор: maksim.popov@bigpowernews.com
Редакция: editor@bigpowernews.com
Для пресс-релизов: newsroom@bigpowernews.com
Для анонсов:newsroom.events@bigpowernews.com
Отдел продаж:sales.service@bigpowernews.com

Информация об ограничениях

Самые актуальные новости энергетики России на профессиональном он-лайн издании BigpowerNews. Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте! Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания. Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.

ГЭС РусГидро
Атомная энергетика в России
Электроэнергетика России и стран СНГ
Статистика рынка электроэнергии
АЭС России
ОРЭМ
Альтернативная энергетика
Рынок электроэнергии России
Котировки акций электроэнергетических компаний
Форум энергетиков
ТЭЦ
Министерство энергетики России
Энергетика, промышленность России
Перспективы развития энергетики
Мировая энергетика
Тарифы на электроэнергию
Промышленная энергетика
Росэнергоатом
Проблемы энергетики
Реформирование электроэнергетики России
ГРЭС
Интер РАО ЕЭС
РусГидро
Холдинг МРСК

Расширенный поиск