На Главную

Программа профессиональной переподготовки
УЦ "Совет рынка"

«Торговля на оптовом и розничных рынках электроэнергии».

Январь-Июнь 2020г.

Расширенный поиск

НовостиКомментарииBigpower DailyЭнергорынокПродукты BigpowerNews
Вход Регистрация
 
12 июля 2019, 11:15 | Тимур Липатов , гендиректор «Силовых машин»
Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF

Тимур Липатов: «Американцы потеряли из-за санкций сотни миллионов»

Генеральный директор ПАО «Силовые машины» Тимур Липатов
Фото: Владислав Шатило, РБК

В 2018 году «Силовые машины» попали под санкции США, отчасти из-за давнего партнера — немецкой Siemens. «Силмаш» просит ограничить иностранцам вход на рынок, но расставаться с партнером пока не планирует, рассказал РБК гендиректор компании Тимур Липатов.


BigpowerNews в Telegram

https://t.me/Bigpowernews

!!! JOIN BIGPOWER channel !!!

«ИЗ-ЗА ДЕЙСТВИЙ МИНФИНА США ПОСТАВЛЕНЫ ПОД УДАР НЕ ТОЛЬКО РОССИЙСКИЕ, НО И АМЕРИКАНСКИЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОИТЕЛИ»

— Вы возглавили «Силовые машины» в сентябре 2018 года — через девять месяцев после того, как США включили компанию в санкционный список. Что предприняли для минимизации влияния санкций?

— Мы отказались от использования доллара США в расчетах, перешли на защищенные маршруты платежей, отказались от оборудования американских поставщиков. Уверен, что ущерб нанесен не только нам (в части осложнения исполнения наших контрактов). По сути, из-за действий Минфина США поставлены под удар не только российские, но и американские и европейские поставщики энергооборудования, опасающиеся вторичных санкций.

— Можете оценить ущерб для них в деньгах?

— Для американских поставщиков это сотни миллионов долларов. Например, в нашем вьетнамском проекте ТЭС «Лонг Фу-1» доля американских и связанных с американским капиталом поставщиков была около 30%: паровые турбины с генераторами GE, теплообменное оборудование испанцев с акционерным капиталом США и так далее.

— Кто-то из ваших контрагентов с американским капиталом пытался получить разрешение Минфина США на продолжение деятельности?

— Некоторые получили, но эти разрешения позволяют только завершить уже заключенный контракт. При этом все наши контрагенты разделились на две группы — те, кто ни при каких условиях не готов с нами взаимодействовать, таких, к счастью, немного; и те, кто готов продолжать работу при обеспечении нормальной инфраструктуры: смены валюты, перехода на защищенные маршруты платежей и так далее.

— Владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов после введения американских санкций попросил правительство России поддержать компанию. Одно из его предложений — софинансирование разработки отечественной газовой турбины — уже одобрено. О чем он еще просил и чем вам поможет государство?

— Во-первых, мы и другие санкционные компании попросили правительство внести изменения в законодательство и не применять штрафные санкции за несвоевременный возврат валютной выручки, так как банки отказывались ее перечислять. Мы представили документально оформленные доказательства таких отказов, и после этого правительство поддержало наши предложения.

Во-вторых, мы действительно обратились к правительству с предложением по разработке перспективных продуктов, в частности газовых турбин средней и большой мощности. Это критически важная для энергобезопасности государства технология, которую российские производители пока не умеют делать, так что страна зависит от импорта. У государства возникло обоснованное желание нас поддержать в связи с ситуацией вокруг поставки газовых турбин в Крым, к которой, как известно, «Силовые машины» не имели отношения.

Третья группа мер относится к дополнительной поддержке наших заказчиков через субсидирование ставок по экспортно ориентированным контрактам. Это ежедневная поддержка «Силовых машин» в рамках работы межправкомиссии с различными странами. И я, честно говоря, не ожидал, что Минпромторг настолько клиентоориентированное министерство: по сути, это бизнес-партнер, со стороны которого мы всегда встречаем поддержку, если наши предложения качественно аргументированы.

— Переориентируетесь на другие рынки?

— Мы стали более активны на рынках, которые остаются для нас открытыми, это в первую очередь Средняя и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток. Но мы там и так были.

— Из-за санкций у вас возникли серьезные проблемы при строительстве вьетнамской ТЭС «Лонг Фу-1»: поставщики отказались участвовать в проекте, выросла стоимость, сдвигаются сроки, что грозит вам штрафами. Вы просили российское правительство помочь с этой проблемой, удалось ее уладить?

— Российское правительство нам в этом активно помогает, но уже больше года вьетнамская сторона по каким-то причинам оставляет наши базовые вопросы без ответа. Я имею в виду наше предложение частично компенсировать убыток по проекту, продлить сроки строительства и изменить валюту платежа. Но, несмотря на сложности, мы хотели бы завершить этот проект, потому что считаем Вьетнам перспективным рынком.


«МОРДАШОВ ВИДИТ БУДУЩЕЕ «СИЛОВЫХ МАШИН» В ГАЗОВОЙ ТУРБИНЕ»

— В прошлом году на президентской комиссии по ТЭК было решено выделить «Силовым машинам» 7 млрд руб. на разработку газовых турбин — примерно половину от стоимости всего проекта. А в этом году вдруг объявили, что будет конкурс на эти деньги.

— «Силовые машины» выступили с инициативой разработки отечественной ГТУ средней и большой мощности — ГТЭ-65 и ГТЭ-170, которую поддержали и президент, и правительство. Однако правительство может выдать субсидию только на конкурсной основе. Поэтому участие в реализации программы создания отечественных ГТУ средней и большой мощности могут принять любые компании. Я не знаю, будем ли мы единственным участником конкурса, рассчитываю, что да. Но если найдется кто-то, кто будет соответствовать его требованиям, значит, будем конкурировать и выигрывать.

— Весь проект создания турбин оценивается примерно в 14 млрд руб., где вы возьмете оставшиеся 7 млрд руб.?

— Это личные вложения Алексея Мордашова, он видит в этом продукте будущее «Силовых машин» и значительный коммерческий потенциал. Мы рассчитываем, что первые образцы ГТЭ-170 [газовой турбины. — ред] будут запущены в опытно-промышленную эксплуатацию в 2022–2023 годах, а ГТЭ-65 — с 2024−го. Понятно, что это во многом НИОКР [научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — ред] и сроки могут сдвигаться, но мы рассчитываем, что ненамного.

— Государство уже пыталось создать турбину большой мощности 110 МВт, этим пока безуспешно занимается консорциум «Интер РАО», «Роснано» и «Ростеха». Они продолжат делать 110 МВт, а вы две другие? У проектов отдельное финансирование?

— Да. Наши продукты друг с другом не конкурируют, это разные мощностные диапазоны, и все из них нужны. Финансирование будет отдельным. Желаем коллегам сделать турбину.

— Куда будете поставлять свою машину? Спрос на экспортных рынках падает, а в России ограничен.

— Нам кажется, что спрос в мире падает там, куда мы и не смогли бы поставить свое оборудование по причине санкций: в Европе и США. Там, где мы работаем, — например, на рынках Юго-Восточной Азии — спрос будет расти.

Исходя из имеющихся у нас сейчас заявок на поставку турбин, NPV [Net Present Value, чистая приведенная стоимость. — ред] по данному проекту даже с учетом субсидии равен нулю. Но это потому, что пока идет дискуссия о курице и яйце. Некоторые заказчики пока сомневаются в том, что турбина будет сделана вовремя, поэтому не делятся планами по заказам. Но в своих экспертных оценках мы считаем эту скрытую долю рынка значительной. Для успешного производства с нормальной рентабельностью нам требуется производить десять турбин в год, и на это количество мы ориентируем производство.

— Какая предусмотрена ответственность перед государством на случай, если вы не сможете сделать турбину?

— Правилами предоставления субсидий предусмотрена ответственность за их нарушение в виде штрафных санкций вплоть до расторжения договора о предоставлении субсидии с возвратом ее в полном объеме.

— Правительство запустило масштабную программу модернизации энергетики и гарантировало генерирующим компаниям возврат больше 1 трлн руб. инвестиций в обновление мощностей. Это должно стимулировать спрос на энергооборудование. Какой объем поставок вы планируете в рамках этой программы?

— На мой взгляд, дискуссия о второй программе ДПМ [договор о предоставлении мощности, предусмотренный программой модернизации. — ред] в публичном поле крайне гипертрофированна относительно ее реального объема. Сейчас предельные капитальные затраты на 1 кВт ограничены 33 тыс. руб., что сразу отсекает парогазовые блоки. При этом минимальные требования к модернизации установлены на очень низком уровне, что позволяет заявлять в модернизацию замену отдельных частей турбины вместо полноценной замены устаревшей машины с повышением технико-экономических показателей. Это означает, что значительного выигрыша в экономии топлива в энергосистеме и снижения цен на электроэнергию мы не получим, потому что нет ни парогазового цикла, ни улучшения технико-экономических показателей паросилового. По нашему мнению, нужно как минимум ужесточать требования к минимальной модернизации, а по-хорошему — отменять ограничительный CAPEX в 33 тыс. руб. на 1 кВт, поскольку сам по себе критерий LCOE, характеризующий затраты на всем жизненном цикле, уже задает оптимальный выбор для потребителя. То есть в любом случае отбирается тот проект, который в долгосрочной перспективе принесет наименьшую стоимость производимой электроэнергии.

— Государство решило пустить в программу модернизации только российское оборудование: для этого вы пытаетесь создать газовую турбину, а такие иностранные компании, как Siemens, — увеличить уровень локализации турбин на российском заводе до 90–100%, в том числе в рамках совместных предприятий (СП) с российскими партнерами. По данным СМИ, Мордашов предложил довести долю российских инвесторов подобных СП до 75% плюс одна акция. Зачем?

— Задача государства, как мне кажется, заключается в том, чтобы контролировать эту критическую технологию — производство газовой турбины — и не зависеть от санкционного законодательства других стран. Поэтому контроль в этих предприятиях должен принадлежать либо государству, либо гражданину России. И не должно быть никаких reserved matters of shareholders agreements [вопросы, регулируемые акционерным соглашением. —ред], которые позволяют [иностранцам] де-факто осуществить скрытый контроль над предприятием. Я надеюсь, что государство это решение примет в виде новой редакции постановления правительства №719 о локализации, обеспечив равные возможности для конкуренции.

— У «Силовых машин» есть СП с Siemens — «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ), где у немецкой компании 65%. Этот завод как раз планирует увеличить локализацию, так что если у вас будет своя турбина, вы станете конкурентами. На них требование, о котором вы говорите, будет распространяться?

— Оно будет распространяться на любое СП, в том числе наше с Siemens, если оно захочет соответствовать требованиям постановления №719 и участвовать в программе модернизации.

При этом я с удивлением читаю, как Siemens говорит, что готов выполнить требование по локализации на 100%, но при этом постоянно хочет СПИК (специнвестконтракт. — РБК). А это такая дверь без охранника, которая гарантирует исполнение постановления о локализации. То есть буквально: считается, что вы соответствуете критериям постановления №719, если у вас все производство локализовано в России или если у вас есть СПИК. Поэтому стремление Siemens получить специнвестконтракт мне кажется не совсем честным по отношению к отрасли и общественности. Требования по локализации, пусть они трудновыполнимы, должны быть правилами игры. Никаких СПИКов на этом пути быть не должно.

— Алексей Мордашов в прошлом году говорил, что до конца 2018 года «Силовые машины» могут решить: продавать долю в СП с Siemens или продолжать работу. Теперь, кажется, вы предложили правительству помочь вам решить проблему с партнером?

— Нет, мы свои вопросы с Siemens таким образом не решаем. Мы прошли все точки невозврата по созданию газовых турбин средней и большой мощности и продолжаем двигаться самостоятельно.

— Новый срок принятия решения о выходе из СТГТ можете назвать?

— Вопрос о выходе нам придется рассмотреть в том случае, если наши дальнейшие действия по развитию собственного газотурбинного проекта будут противоречить условиям акционерного соглашения. Пока не противоречат. Мы никуда не торопимся, и пока конкретных планов по выходу из СП у нас нет.

— «Коммерсантъ» писал, что Siemens предложила выкупить вашу долю, а затем продать «Газпром энергохолдингу». К вам ГЭХ с таким предложением обращался?

— Нет. Мы приглашаем всех к тому, чтобы начать разговаривать с владельцами напрямую. Я каждого из участников этих публичных обсуждений спрашивал, где же ваши предложения, пока никаких конкретных предложений нет.

— А Siemens не подаст на вас в суд за то, что вы с помощью правительства фактически хотите лишить их рынка? Они приходили с надеждой на совсем другие условия.

— Мне кажется, это страновой риск для Siemens. Нам, акционерам СТГТ, никто не обещал, что этот рынок будет расти. Я работаю в энергетике с 2002 года и все это время слышу про локализацию газовой турбины Siemens. До сих пор ни САУ ГТУ [Система автоматизированного управления и регулирования газотурбинной установкой. — ред], ни «горячая» часть не локализованы.

«Я ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ ПРАВОМ НОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РАСЧИСТИЛ БАЛАНС «СИЛОВЫХ МАШИН»

— Недавно «Силовые машины» объявили о реорганизации компании: будет создано четыре производственных блока и одна холдинговая компания, которую возглавит Мордашов. Для чего это сделано? Связано ли это с санкциями?

— Нет, не связано. «Силовые машины» излишне централизованны: всей операционной деятельностью занимается офис в Петербурге. В итоге люди здесь в первую очередь загружены вопросами местных заводов — ЛМЗ и «Электросилы», а, например, таганрогский завод «Красный котельщик» не может оперативно пробиться с задачами по НИОКР или экономии затрат, сбыт по остаточному принципу продает продукцию КТЗ, ТКЗ и т.д. На определенном этапе это, возможно, было оправданно, но сейчас синергия и экономия затрат на ресурсах не оправдывается потерей оперативности и управляемости в этих активах. Поэтому за два года мы сделаем из них полноценных юридических лиц, которыми будет управлять «НордЭнергоГрупп» [эту компанию возглавляет владелец «Севергрупп» Алексей Мордашов. — ред]. Головной офис «Силовых машин» тоже пройдет реорганизацию, часть сотрудников, возможно, перейдут в управляющую компанию «НордЭнергоГрупп».

Также мы пересматриваем модель работы с клиентами, чтобы лучше удовлетворять их потребности и быстрее адаптироваться к требованиям рынков, на которых работает компания. Например, у нас уже больше 50% в воронке продаж приходится на EPC-проекты, поэтому мы организовали в компании серьезное EPC-подразделение. Видим, что клиенты зачастую нуждаются в структурировании финансирования инфраструктурных проектов, и создали службу, которая этим занимается. Мы хотим стать компанией первого выбора для наших клиентов.

— В прошлом году вы получили огромный убыток — 60 млрд руб. Насколько это связано с санкциями?

— Большая часть этого убытка сформирована потому, что я воспользовался правом нового руководителя и расчистил баланс «Силовых машин»: назвал черное черным, а белое белым, решил обнулить ситуацию. Большая часть списаний была сделана по контрактам на строительство и поставку оборудования для «Лонг Фу-1», «Барх» и «Сипат». Несмотря на убыточность, эти проекты важны для компании, так как позволили освоить новые направления: EPC на международном рынке, а также новые продукты в паротурбостроении.

— Какие у вас планы по сокращению долга и когда «Силовые машины» станут прибыльными?

— У нас есть долг перед акционером, мы его конвертируем в капитал. Для этого, например, в апреле этого года провели допэмиссию акций на 35 млрд руб. — их акционер получил в счет долга. Долга перед банками у нас нет, остается только задолженность по облигационному займу в размере 20 млрд руб.
2019 год мы еще закончим с минусом, так как остается влияние финансовых расходов по долговой нагрузке, а в 2020 году, по моим прогнозам, устойчиво выйдем в «зеленую» зону и получим прибыль.

«ДЛЯ МЕНЯ АЛЕКСЕЙ МОРДАШОВ — ГЛАВНЫЙ НАСТАВНИК И ЛОББИСТ»

— Вы возглавили санкционную компанию, что накладывает определенные ограничения на вас персонально. Вам пришлось от чего-то отказаться? Сдали билеты в США, продали активы?

— Нет, каких-то проблем или ограничений, связанных с санкциями, я пока не испытываю и, надеюсь, не буду. Ограничения для руководителя «Силовых машин» связаны с тем, что существенную долю деятельности нашей компании занимает гособоронзаказ, например, мой выезд в определенные страны требует согласования. Я про это знал и был к этому готов.

— В феврале этого года президент Путин в послании Федеральному собранию в очередной раз сказал, что нужно защитить бизнес от неправомерного давления силовиков. Вам давление силовиков мешает работать? Это же постоянный стресс?

— Вообще работа генерального директора — постоянный стресс. И разделить его на составляющие достаточно сложно. Это правила игры.

— Какие у вас отношения с Алексеем Мордашовым?

— Я считаю его одним из лучших предпринимателей в России, он максимально включен в ежедневную работу компании, глубоко разбирается внутри любого своего бизнеса. Для меня Алексей Александрович — главный наставник, у которого мы проверяем все идеи в отношении дальнейшего развития компании, и лоббист. Иногда он в шутку журит за то, что мы слишком часто его используем. Но мы продолжаем это делать. «Силовые машины» в нынешней ситуации очень нуждаются в таком лоббисте, и я надеюсь, что мы сможем эту ситуацию вместе преодолеть.

СПРАВКА

«Силовые машины» — энергомашиностроительная компания, производит оборудование для гидро-, тепловых и атомных электростанций, строит объекты на условиях EPC (под ключ). 100% компании контролирует бизнесмен Алексей Мордашов.

Выручка по стандартам МСФО за 2018 год — 28,4 млрд руб. Убыток — 59,7 млрд руб.

ТИМУР ЛИПАТОВ

Родился в 1980 году, окончил Московский энергетический институт и Международный независимый эколого-политологический университет.

В 2012 году получил степень MBA в European School of Management and Technology (Берлин, Германия).

В 2002–2007 годах работал на инженерно-технических должностях во Всероссийском теплотехническом НИИ, ОАО «Технопромэкспорт», «Энел ОГК-5».

В 2007–2009 годах — директор по капитальному строительству ОАО «ОГК-3».

В 2009–2011 годах — исполнительный директор по капитальному строительству, затем — заместитель гендиректора по новому строительству и стратегическому развитию «Э.ОН Россия».

В 2015–2018 годах — гендиректор «Интер РАО — Управление электрогенерацией».

Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF
РАНЕЕ В РУБРИКЕ
Все материалы рубрики: Рынок энергооборудования
ГЛАВНОЕ
Сегодня, 16:16
МОСКВА, 7 декабря (BigpowerNews) - Группа "Россети" готова к установке с 1 июля 2020 года интеллектуальных приборов учета электроэнергии при новых подключениях или замене вышедшего из строя оборудования, сообщили в пятницу в компании.
06 декабря, 17:28
МОСКВА, 6 декабря (BigpowerNews) - Глава Минэнерго должен получить административное наказание за не подготовленные вовремя подзаконные акты, необходимые для функционирования закона о развитии систем учета электроэнергии в России, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
06 декабря, 15:05
РЫБИНСК, 6 декабря (BigpowerNews) - Первые серийные газовые турбины большой мощности ГТД-110М будут произведены в 2020 году, заявил первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.



© 2019 ООО «БИГПАУЭР НЬЮС».
© 2009-2019 Информационное агентство «Big Electric Power News».
Категория информационной продукции 16+
тел. : +7(495) 589-51-97.
Страница BigpowerNews в Facebook
Страница BigpowerNews в Twitter
Телеграм-канал по энергетике BigpowerNews
Страница BigpowerNews в Instagram
Главный редактор: maksim.popov@bigpowernews.com
Редакция: editor@bigpowernews.com
Для пресс-релизов: newsroom@bigpowernews.com
Для анонсов:newsroom.events@bigpowernews.com
Отдел продаж:sales.service@bigpowernews.com

Информация об ограничениях

Самые актуальные новости энергетики России на профессиональном он-лайн издании BigpowerNews. Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте! Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания. Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.

ГЭС РусГидро
Атомная энергетика в России
Электроэнергетика России и стран СНГ
Статистика рынка электроэнергии
АЭС России
ОРЭМ
Альтернативная энергетика
Рынок электроэнергии России
Котировки акций электроэнергетических компаний
Форум энергетиков
ТЭЦ
Министерство энергетики России
Энергетика, промышленность России
Перспективы развития энергетики
Мировая энергетика
Тарифы на электроэнергию
Промышленная энергетика
Росэнергоатом
Проблемы энергетики
Реформирование электроэнергетики России
ГРЭС
Интер РАО ЕЭС
РусГидро
Холдинг МРСК

Расширенный поиск