На Главную

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ОРЭМ
Стратегический консалтинг, оперативные консультации, обучение,
информационно-аналитическое сопровождение

Расширенный поиск

ГлавноеКомментарииBigPower DailyЭнергорынкиФондовый рынокМой BigPowerПродукты и услуги
Вход Регистрация
 
23 марта 2017, 03:58 | Константин Кудашев , руководитель отраслевого центра компетенции по энергетике, ЖКХ и строительству SAP СНГ
Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF

Коммерческие потери электроэнергии без границ

Рост экономики стимулирует энергопотребление. Но вместе с ростом потребления в абсолютном выражении неминуемо увеличиваются и потери электроэнергии. Можно ли разорвать эту негативную зависимость?


МОСКВА, 22 марта (BigpowerNews) -

МИРОВАЯ СТАТИСТИКА ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СЕТЕВОМ КОМПЛЕКСЕ

Статистика Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA) говорит о том, что страны с развитой экономикой имеют уровень потерь не более 8−10%, а развивающиеся страны — от 10% до 30%. Среди самых экономных стран по итогам 2013 года IEA называет Японию и Южную Корею. Здесь на потери уходит 5% и 3% энергии соответственно. Антирекорды ставит Индия. В 2000−е годы потери достигали 30%, но сегодня их снизили до 18%. Эта ситуация характерна для практически всех стран БРИКС.

Россия находится среди стран со средними показателями. По данным за 2013 год, в РФ было потеряно 10% энергии. Аналогичный показатель у Индонезии, Ливана, Филиппин, Шри-Ланки. Правда, российская статистика за более поздние периоды говорит об улучшении ситуации. С 2013 года «Россети» добились сокращения потерь до 8,8% в 2016 году и планируют ограничить их 6−8% к 2021 году.

По данным IEA, у России самый значительный потенциал сокращения потерь среди стран BRICS

В России, как и практически во всем мире, весомую долю потерь составляют коммерческие потери, или энергомошенничество. По данным Northeast Group, 50 развивающихся экономик мира теряют 58,7 миллиарда долларов каждый год из-за недобросовестных потребителей. В Индии этот показатель оценивается в 16,2 миллиардов долларов ежегодно, в Бразилии – в 10,5 миллиардов, в России – 5,1 миллиарда.

Проблема коммерческих потерь может быть относительно решенной на уровне государства, но не на уровне отдельных регионов. Например, в США в начале 2010−х годов отличился Хьюстон. 10 000 жителей города не платили за свет, что вылилось в ущерб в объеме 14 миллионов долларов. В Бразилии большая часть ущерба приходится на крупные города, а в Рио-де-Жанейро – на фавелы, где жители самостоятельно подключаются к ближайшим линиям электропередач. В России по показателям потерь по-прежнему выделяются кавказские республики.

Как показывают приведенные цифры, проблема потерь, как коммерческих, так и технических, не признает границ государств и преследует даже развитые экономики. Следовательно, инструменты сокращения потерь универсальны для большинства стран и могут быть легко заимствованы как с европейского или американского рынков, так и с азиатско-тихоокеанского.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ПОТЕРЯМИ

До начала 2000−х основным способом предотвратить потери были организационные меры: информационные кампании, проверки приборов учета, рейды в очаги потерь, судебные разбирательства с недобросовестными потребителями и т.д. И сегодня все эти меры по-прежнему актуальны.

Начиная с 2000−х годов многие энергокомпании начинают создавать инфраструктуру умных приборов учета и борьба с потерями становится одним из стимулов развития этого процесса. В Европе, например, к 2020 году приборами интеллектуального учета будет охвачено минимум 80% точек поставки. Однако интеллектуальные приборы учета создают только первую линию защиты от потерь. К сожалению, арсенал средств злоумышленников также пополняется современными технологическими инструментами взлома приборов учета, поэтому комплексный набор технических и технологических мер по борьбе с потерями постоянно пополняется.

Интересно рассмотреть опыт канадской компании BC Hydro. По нему можно составить почти полный список мер, доступных современной энергетике для борьбы с коммерческими потерями. Хотя компании за последние пять лет удалось отследить тысячи нарушителей, поиск и сбор доказательств занимает много времени, требует больших трудозатрат и все еще приносит недостаточно результата.

В структуре BC Hydro работает команда бывших сотрудников правоохранительных органов, которые преследуют мошенников. За три года группа предотвратила убыток на 5 миллионов долларов. Каждый год компания обрабатывает 5 000 обращений от полиции по поводу энерговоровства.

Во время последней волны мошенничества компания открыла горячую линию, по которой можно анонимно сообщить о нарушителе, причем без обязательств впоследствии являться в суд.

На уровне приборов учета компания создала систему автоматического отслеживания вскрытий корпусов. Если счетчик снимают или в его работу пытаются вмешаться, компания мгновенно получает уведомления.

На уровне сети компания оборудовала каждый дом дополнительными счетчиками, независимыми от квартирных и личных приборов учета. В дополнение к этому BC Hydro использует ИТ-системы по анализу баланса сети, которая позволяет быстро отследить проблемные участки.

Еще один показательный пример, особенно в отношении новых технологий – Enel, международная компания с итальянскими корнями. Еще в 2001 году у потребителей Enel были массово обновлены приборы учета. В 2016 году была открыта программа Enel open Meter, в ходе которой старые счетчики меняют на современные приборы учета с расчетом на сбор множества показателей для последующей аналитики. Таким образом компания планирует получать данные о потреблении 32 миллионов клиентов, накапливая большие объемы информации. Новые приборы учета передают данные в единую базу раз в 15 минут, по «поведению» показателей оперативно отслеживаются аварии, попытки вскрыть прибор учета или подключиться к сети без него. Одна из ключевых целей проекта – отслеживание недобросовестных потребителей и снижение коммерческих потерь.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ

Для российских энергокомпаний набор организационных мер по сокращению потерь в целом совпадает с описанным выше. Причем подход к решению задачи сейчас стал по-настоящему комплексным. Во всех подразделениях Россетей налажена система проверок и созданы юридические практики. Коммуникационные программы для потребителей проводятся на высоком уровне и с большим охватом. Уже несколько лет действует инициатива «Честный киловатт», появились издания по теме энерговоровства, например интернет-ресурс МРСК-Сибири стоп-энерговор.рф. Отдельное направление – работа с инсайдерами, т.е. с персоналом энергокомпаний, которых потребители подкупают, склоняя к мошенническим действиям.

Среди нетехнических мер также можно выделить мониторинг интернет-площадок, где рассказывают о том, как получать электроэнергию «подешевле», или продают соответствующие «умные» приспособления, на поверку оказывающиеся взломанными приборами учета. Практика такой аналитики есть в «МРСК Центра», «МРСК Северо-Запада» и «МРСК Юга». В компаниях отслеживают интернет-магазины всевозможных гаджетов для счетчиков, форумы, группы в соцсетях. На создателей ресурсов подают в суд. Если суд решает, что на площадке действительно призывают к незаконным действиям, то площадку блокируют.

В техническом плане борьбы с коммерческими потерями Россия немного отстает от развитых стран. По данным Россетей, функция удаленного сбора данных есть только у 9% приборов учета, то есть интеллектуальная инфраструктура учета в России продолжает развиваться. Тем не менее, в некоторых регионах уже есть примеры того, как успешно используются и более продвинутые решения. Например, в 2016 году в одной из региональных энергосетевых компаний был реализован проект по борьбе с коммерческими потерями на основе сценария интернета вещей (IoT).

Проблема коммерческих потерь в компании была достаточно острой. До 40% электричества в отдельных населенных пунктах попросту воровали из сети с помощью «набросов» и «заряженных» приборов учета, в результате чего компания несла прямые убытки. После развертывания информационной системы поиска очагов потерь в четырех регионах присутствия только с января по август 2016 года было обнаружено 3 000 случаев безучетного потребления электроэнергии.

На смену консервативным методам борьбы с потерями пришел анализ массивов данных со счетчиков. По IoT-сценарию, данные о потреблении электроэнергии собирают с приборов учета в квартирах и домах и раз в 15 минут передают с помощью веб-приложений в единую базу данных на платформе SAP HANA. Таким образом из огромных массивов данных формируется детальный график энергопотребления по каждому потребителю. В результате анализа собранной статистики компания выявляет случаи атипичного потребления электроэнергии, визуализирует очаги потерь в привязке к карте и рассчитывает, где могут находиться недобросовестные потребители. Так сценарий рассчитывает объем возможной кражи в очаге потерь и формирует основания для оплаты похищенной энергии.

В результате проекта в отдельных населенных пунктах потери были сокращены с 40% до 3%.

ГОД БОРЬБЫ С ПОТЕРЯМИ

Как показывают последние примеры, отечественная энергетика уже сегодня переходит на применение комплексных подходов к сокращению потерь, но развитие интеллектуальной сети приборов учета до сих пор находится на этапе активного развития. Нам предстоит наверстать упущенное, причем это нужно сделать с учетом того, как умные приборы учета, интернет вещей и обработка больших данных уже поменяли мировую энергетику. Думаю, до конца 2017 года, названного годом борьбы с потерями, мы прочитаем еще много новостей об инновационных решениях в российских электросетевых компаниях.

Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF
РАНЕЕ В РУБРИКЕ
Все материалы рубрики: Инвестиции, проекты, Производство
ГЛАВНОЕ
28 апреля, 10:12
МОСКВА, 28 апреля (BigpowerNews) - Минэнерго предлагает скорректировать порядок расчета ставки тарифа на передачу электроэнергии по сетям "ФСК ЕЭС" после завершения строительства и регистрации права собственности РФ на объекты энергомоста из России в Крым.
27 апреля, 12:24
С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 апреля (BigpowerNews) - Минэнерго РФ прорабатывает схемы механизма поддержки микрогенерации, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии, выделяет несколько мер и планирует завершить работу в первом-втором квартале 2018 года, рассказал начальник отдела развития нормативной базы отрасли департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов.
27 апреля, 09:07
По расчетам аналитиков, потребители РФ переплатят 2–4,6 млрд. рублей в год.



© 2016 ООО «БИГПАУЭР НЬЮС».
© 2009-2016 Информационное агентство «Big Electric Power News».
Категория информационной продукции 16+
тел. : +7(495) 589-51-97.
Главный редактор: maksim.popov@bigpowernews.com
Редакция: editor@bigpowernews.com
Для пресс-релизов: newsroom@bigpowernews.com
Для анонсов:newsroom.events@bigpowernews.com
Отдел продаж:sales.service@bigpowernews.com

Информация об ограничениях

Самые актуальные новости энергетики России – в профессиональном издании Bigpower Daily. Обзор рынка, интервью, онлайн-конференции, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте! Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания. Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.

Дизайн и создание сайта — студия Fractalla Design
Разработано на CMS DJEM
ГЭС РусГидро
Атомная энергетика в России
Электроэнергетика России и стран СНГ
Статистика рынка электроэнергии
АЭС России
ОРЭМ
Альтернативная энергетика
Рынок электроэнергии России
Котировки акций электроэнергетических компаний
Форум энергетиков
ТЭЦ
Министерство энергетики России
Энергетика, промышленность России
Перспективы развития энергетики
Мировая энергетика
Тарифы на электроэнергию
Промышленная энергетика
Росэнергоатом
Проблемы энергетики
Реформирование электроэнергетики России
ГРЭС
Интер РАО ЕЭС
РусГидро
Холдинг МРСК

Расширенный поиск