На Главную

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ОРЭМ
Разработка стратегии
с просчетом ее эффективности на узловой модели

Расширенный поиск

ГлавноеКомментарииBigPower DailyЭнергорынкиФондовый рынокМой BigPowerОб BigpowerNews
Вход Регистрация
 
26 июня 2014, 00:40 | Александр Кислицын , эксперт НП «Совет рынка»
Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF

Система фингарантий на ОРЭМ. Экспертный взгляд.

Эксперт НП "Совет рынка" Александр Кислицын
ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ
Файл (xlsx, 74.0908 кб)
Приложения к статье

Внедрение механизма обеспечения обязательств на оптовом рынке электроэнергии (далее – ОРЭМ) стало одним из наиболее значительных нововведений в прошедшем году. 21 февраля 2013 года Наблюдательный совет НП «Совет рынка» утвердил Положение о порядке предоставления финансовых гарантий на оптовом рынке (Приложение № 26 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка), с июля 2013 г. механизм начал функционировать.

Настоящий материал представляет собой экспертный взгляд на результаты работы системы финансовых гарантий на ОРЭМ, оценку ее эффективности, и не является официальной позицией организации, в которой работает автор. Материал разбит на два блока. Первый блок посвящен вопросам организации системы финансовых гарантий — описывается порядок взаимодействия участников и ключевые принципы работы. Содержание второго блока лежит в плоскости анализа результатов работы механизма обеспечения исполнения обязательств на ОРЭМ, подкрепленного статистическими данными.

Структура и ключевые принципы работы системы финансовых гарантий

В настоящем аналитическом материале под системой финансовых гарантий на ОРЭМ понимается совокупность механизмов, предусматривающих обеспечение исполнения обязательств покупателей по оплате электрической энергии на рынке на сутки вперед и балансирующем рынке (далее – СФГ).

Подобный вид СФГ обусловлен, главным образом:

— значительной долей спотового рынка — по данным за 2013 г. стоимость электрической энергии, купленной потребителями на рынке на сутки вперед (далее – РСВ) и балансирующем рынке (далее – БР), составила более 50%[1] от совокупной стоимости электрической энергии и мощности, купленных потребителями на ОРЭМ. Т.о., подобная СФГ в пределе способна обеспечить исполнение более половины текущих платежей;

— особенностями договорных отношений на ОРЭМ — в отличие от других договорных конструкций для расчетов на РСВ и БР используется комиссионная схема: ОАО «ЦФР» получает от участников ОРЭМ на комиссию электрическую энергию для продажи на РСВ и БР. Таким образом, ОАО «ЦФР» является единственным продавцом в соответствующих секторах рынка, что позволяет обеспечивать исполнение обязательств по одному договору (одному для РСВ и одному для БР в рамках ценовой зоны) перед одним бенефициаром (ОАО «ЦФР»). В свою очередь, относительно низкая инвариантность совокупных объемов покупки электрической энергии на РСВ от месяца к месяцу позволяет добиться достаточно высокой точности при прогнозировании объемов обеспечения, которые потребуется предоставить для исполнения обязательств по оплате электрической энергии в соответствующем месяце в полном объеме, а следовательно, заложить высокий потенциал эффективности СФГ.

Рассмотрим фундаментальные основы работы СФГ.

В рамках СФГ ОАО «АТС» ежемесячно не позднее 6−го числа месяца m-2 рассчитывает и направляет каждому покупателю на ОРЭМ прогнозную стоимость покупки электрической энергии в месяце m по каждому из заключенных им договоров на РСВ и БР. Прогнозная стоимость определяется как произведение прогнозного объема покупки электрической энергии на РСВ и прогнозной цены. Прогнозный объем для месяца m равен объему купленной на РСВ электрической энергии в месяце m-3, скорректированному с учетом влияния на потребление сезонного фактора. В качестве прогнозной цены используется прогнозная свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию в субъекте РФ, которую ОАО «АТС» рассчитывает и публикует на своем сайте.

Не позднее 27−го числа месяца m-2 ОАО «ЦФР» ежемесячно проводит мониторинг своевременного исполнения покупателями обязательств на ОРЭМ, по итогам которого формирует реестр покупателей, обязанных предоставить финансовую гарантию на месяц m.

Обязанность предоставлять финансовые гарантии возникает у покупателей, с недостаточно высоким уровнем платежной дисциплиной. Критерием достаточности выступает отсутствие нарушений сроков оплаты обязательств на ОРЭМ в отношении 12 последних дат платежей: 14−ое, 21−ое, 25−ое, 28−ое числа месяца (3−ех последних месяцев).[2]

Схема №1. Порядок мониторинга своевременного исполнения покупателями обязательств на ОРЭМ в целях определения наличия обязательств по предоставлению финансовых гарантий

При этом допускается наличие нарушений сроков оплаты обязательств на ОРЭМ в указанном периоде, которое не приводит к возникновению требования предоставлять финансовые гарантии:

— в одну, несколько или все даты платежей на величину не более чем 0,3% от общей суммы обязательств, подлежащих оплате в соответствующую дату платежа;

— однократно на величину более чем 0,3% от общей суммы обязательств, подлежащих оплате в соответствующую дату платежа, но не более чем на 3 дня, в которые ОАО «ЦФР» проводит торговые сессии с уполномоченной кредитной организацией.

Определив перечень покупателей, обязанных обеспечить исполнение своих обязательств по оплате электрической энергии на ОРЭМ в месяце m, ОАО «ЦФР» также не позднее 27−ого числа месяца m-2 уведомляет каждого покупателя о наличии или отсутствии необходимости предоставления финансовых гарантий на соответствующий месяц.

Для покупателей в СФГ предусмотрено три инструмента, позволяющие обеспечить исполнение обязательств по оплате электрической энергии, которые могут использоваться покупателями одновременно:

1. заключение двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии, учитываемых при предоставлении финансовых гарантий на ОРЭМ (далее – СДДФГ);

2. заключение договоров поручительства с поставщиками электрической энергии на ОРЭМ;

3. предоставление банковских гарантий.

Рассмотрим подробнее каждый из них в отдельности.

В соответствии с действующим порядком оплаты разницы узловых цен участниками ОРЭМ, заключившими свободные двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии (далее – СДД), у таких участников дополнительно возникают следующие обязательства: у продавца по СДД – купить, а у покупателя по СДД — продать соответствующие объемы электрической энергии на РСВ в обеспечение СДД. Таким образом, заключив СДД в объемах покупки электрической энергии на РСВ, покупатель по СДД фактически обеспечивает исполнение своих собственных обязательств на ОРЭМ в соответствующем размере за счет оплаты другими участниками ОРЭМ электрической энергии, которую он продает на РСВ в обеспечение СДД.

Указанные особенности оплаты разницы узловых цен на ОРЭМ используются в СФГ следующим образом: прогнозные объемы покупки электрической энергии на РСВ снижаются на величину покупки[3] данным покупателем электрической энергии по СДДФГ в соответствующем месяце. При этом в целях учета СДД при предоставлении участниками ОРЭМ финансовых гарантий к таким СДД предъявляется ряд дополнительных требований. В частности, по СДДФГ не предполагается корректировки графиков поставки. Кроме того, такие договоры должны быть заключены заранее — уведомление на регистрацию графика поставки по СДДФГ в месяце m должно быть подано в ОАО «АТС» с 25−го по 29−ое число месяца m-3.

Покупатель, избравший в качестве формы обеспечения исполнения обязательств поручительство поставщика электрической энергии на ОРЭМ, должен не позднее чем за 5 рабочих дней до начала месяца m[4] предоставить в ОАО «ЦФР» проект договора поручительства по форме, установленной Положением о порядке предоставления финансовых гарантий на оптовом рынке, подписанный со стороны поручителя (поставщика) и покупателя, а также пакет сопроводительных документов. Совокупный размер поручительства отдельного поставщика по всем договорам поручительства в одном месяце ограничен величиной минимального за предшествующее полугодие суммарного по всем ГТП генерации такого поставщика сальдо продажи и покупки электрической энергии на РСВ и БР,[5] увеличенного на 30%. ОАО «ЦФР» в регламентные сроки осуществляет проверку предоставленного покупателем пакета документов по проектам договоров поручительства на предмет соответствия требованиям Положения о порядке предоставления финансовых гарантий на оптовом рынке, по итогам которой подписывает или не подписывает представленные документы со своей стороны, о чем уведомляет покупателя и поставщика (поручителя).

Третьей формой обеспечения исполнения обязательств является предоставление банковских гарантий. Одним из ключевых критериев работы СФГ выступает надежность, для обеспечения которой коммерческой инфраструктурой была отстроена целая система коммуникации по поводу банковских гарантий. Настоящая система предъявляет особые требования к банкам, выдающим гарантию, по величине собственного капитала (не менее 4 млрд. руб. в течение двух последних календарных лет) и рейтингу долгосрочной кредитоспособности (не ниже «B+» по классификации Fitch Ratings или Standard & Poor’s или «B1» по классификации Moody\'s Investors Service). Выполнение данных требований позволяет кредитной организации получить аккредитацию, необходимую для работы в СФГ. В настоящее время Наблюдательный совет НП «Совет рынка» аккредитовал 18 банков, из которых по итогам конкурса были отобраны два, выполняющие функции по авизованию банковских гарантий, выданных аккредитованными банками, и передаче их в ОАО «ЦФР».

Схема №2. Взаимодействие субъектов СФГ по поводу выдачи банковской гарантии

Столь сложная структура, с одной стороны, позволяет максимально исключить ситуации, при которых обязательства по банковской гарантии, выданной кредитной организацией, не исполняются, с другой, исключает подделку банковской гарантии со стороны участников ОРЭМ. Таким образом, минимизируются наиболее значительные риски, каждый из которых способен дискредитировать саму идею СФГ.

Для банковской гарантии, как и для договора поручительства, Положением о порядке предоставления финансовых гарантий на оптовом рынке установлена стандартная форма. Кроме соответствия документа стандартной форме, к банковской гарантии предъявляются следующие требования:

— бенефициаром по банковской гарантии является ОАО «ЦФР»;

— в банковской гарантии указан номер договора, исполнение обязательств по которому она обеспечивает;

— банковская гарантия должна быть выдана аккредитованным в СФГ банком, передана им по системе SWIFT[6] в авизующий банк;

— авизованная банковская гарантия должна поступить в ОАО «ЦФР» не позднее чем за 3 рабочих дня до начала месяца m;[7]

— датой начала действия банковской гарантии должно быть 14−е число месяца m, срок окончания действия банковской гарантии должен быть установлен как 13−е число месяца m+1.

Описанию процедуры использования банковских гарантий нарочно уделяется больше внимания, поскольку данный инструмент обеспечения исполнения обязательств по статистике единственный широко используемый: среди финансовых гарантий, предоставленных с момента начала работы СФГ, по состоянию на июнь 2014 г. (включительно) банковские гарантии занимают более 95%. Оставшаяся доля приходится, соответственно, на договоры поручительства. Практика заключения СДДФГ также распространена крайне слабо.

Непредоставление покупателем финансовых гарантий на ОРЭМ влечет за собой наложение на него санкций. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен во второй части настоящего материала. Сейчас остановимся на процедуре фиксации нарушения. В СФГ предусмотрен двукратный мониторинг нарушения требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств. Первый раз ОАО «ЦФР» проводит мониторинг по состоянию на четвертый рабочий день до начала месяца m[8]. В случае если по результатам «первичного» мониторинга покупатель, обязанный обеспечить исполнение своих обязательств, предоставил финансовые гарантии на сумму меньше прогнозной стоимости покупки электрической энергии в месяце m хотя бы по одному из заключенных им договоров на РСВ и БР, у него возникает обязанность также предоставить финансовые гарантии на месяц m+1 независимо от результатов «первичного» мониторинга своевременного исполнения обязательств в расчетах на следующий месяц. По состоянию на седьмое число месяца m[9] ОАО «ЦФР» осуществляет сравнение совокупного размера финансовых гарантий, предоставленных покупателем на месяц m и месяц m+1, с размером месячного прогнозного объема обязательств на соответствующие расчетные периоды по каждому из договоров купли-продажи на РСВ и БР. Если по итогам такого сравнения хотя бы по одному договору обеспечено исполнение обязательств на сумму менее прогнозного месячного объема обязательств, в отношении участника фиксируется факт повторного нарушения требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, что, в свою очередь, является основанием для лишения такого участника статуса субъекта ОРЭМ.


График №1. Исполнение обязательств по предоставлению обеспечения на текущий месяц m (млрд. руб.)

Далее от вопросов предоставления обеспечения перейдем к порядку его использования для оплаты возникшей задолженности на РСВ/ БР. Если в одну из дат платежей, в которые производятся взаиморасчеты на ОРЭМ, на торговом счете участника ОРЭМ – покупателя оказывается недостаточно средств для исполнения его обязательств в полном объеме, у него возникнет задолженность, в том числе по оплате электрической энергии по договорам купли-продажи на РСВ и (или) БР, поскольку обязательства по таким договорам исполняются в последнюю очередь.[10] По итогам рабочего дня, в котором проводились торговые сессии с уполномоченной кредитной организацией, следующего за днем возникновения задолженности по договорам купли-продажи на РСВ/ БР, ОАО «ЦФР» блокирует возникшую задолженность в пределах величины предоставленных, но не использованных финансовых гарантий на соответствующий месяц, а также прекращает расчет неустойки на заблокированную задолженность. В первую очередь заблокированная задолженность погашается за счет поставщиков, поручившихся за надлежащее исполнение соответствующим покупателем своих обязательств. В случае если размер поручительств недостаточен для погашения заблокированной задолженности в полном объеме, ОАО «ЦФР» одновременно с использованием поручительств инициирует процедуру погашения оставшейся части задолженности за счет банковских гарантий. При этом покупателю предоставляется возможность определить очередность использования договоров поручительства, а также банковских гарантий. В рамках процедуры погашения заблокированной задолженности за счет банковской гарантии ОАО «ЦФР» в день инициирования погашения такой задолженности направляет в авизующий банк в электронном виде требование на выплату денежных средств по банковской гарантии. Авизующий банк транслирует данное требование по системе SWIFT в банк, выдавший такую гарантию. На исполнение условий банковской гарантии кредитной организации, выдавшей банковскую гарантию, отводится пять рабочих дней с момента получения требования от авизующего банка. Датой погашения заблокированной задолженности является дата поступления денежных средств на расчетный счет ОАО «ЦФР». ОАО «ЦФР», в свою очередь, не позднее следующего рабочего дня за днем поступления средств перечисляет их на счета комитентов – контрагентов покупателя на РСВ/ БР.

В завершение первой части настоящего материала следует упомянуть, что на заседании Наблюдательного совета НП «Совет рынка» 22 апреля 2014 г. были приняты изменения в Положение о порядке предоставления финансовых гарантий на оптовом рынке, предусматривающие перенос процедур расчета прогнозной стоимости покупки электрической энергии, сопутствующих расчетов, а также сроков заключения СДДФГ на месяц вперед (на месяц ближе к месяцу, на который предоставляется обеспечение), что позволит повысить эффективность СФГ за счет использования более актуальных данных о потреблении и субъектом составе ОРЭМ при прогнозировании. Новые сроки расчетов будут использоваться в отношении финансовых гарантий, которые должны быть представлены на август 2014 г. и последующие месяцы. При этом фундаментальные принципы работы СФГ сохраняются.


Оценка результатов внедрения системы финансовых гарантий

Согласно п. 17 Правил оптового рынка (утв. ПП РФ от 27.12.2010г. № 1172), СФГ была введена на ОРЭМ в целях своевременного обеспечения требований поставщиков по оплате электрической энергии, поставленной покупателям. Посмотрим, в какой степени удалось достичь поставленных целей. Для этого проанализируем влияние СФГ на динамику накопления участниками оптового рынка — покупателями задолженности по оплате электрической энергии и мощности. В качестве объекта анализа рассмотрим совокупную задолженность покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ (включая участников оптового рынка, лишенных статуса субъектов ОРЭМ), именуемую в презентационных материалах ОАО «ЦФР» как задолженность «за покупку».[11] При этом в рамках настоящего материала понятие совокупной задолженности включает неисполненные обязательства покупателей ОРЭМ, право требования исполнения которых передано ОАО «ЦФР» по договорам уступки прав (цессии) участникам ОРЭМ — кредиторам таких покупателей (далее – задолженность по цессии).[12] Исключение задолженности по цессии из анализа динамики совокупного долга, по мнению автора, ведет к некорректным выводам, что наглядно демонстрирует График №2.

График №2. Динамика совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ с учетом задолженности по цессии (включая участников оптового рынка, лишенных статуса субъектов ОРЭМ (млрд. руб. с НДС).

Все данные по задолженности в настоящем материале приведены по состоянию на 10−ое число месяца.[13] 10−ое число выбрано в качестве даты фиксации задолженности в целях обеспечения корректного сопоставления суммы совокупной задолженности с размером исполненных банковских гарантий в отношении отчетного месяца: погашение задолженности, образовавшейся в отчетном месяце в одну из дат платежей, посредством банковской гарантии может занимать до 7 рабочих дней и проходить уже в следующем месяце.

Для оценки влияния различных факторов на изменение динамики совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ в настоящем материале будет использоваться следующий подход:

1. Формулируется эконометрическая (регрессионная) модель[14] изменения динамики совокупной задолженности без учета влияния конкретного фактора (т.е. на основании статистических данных за период до момента начала действия соответствующего фактора);

2. На основании сформированной модели строится прогноз изменения динамики совокупной задолженности на период до мая 2014 года (включительно);

3. Осуществляется сравнение фактической задолженности в мае 2014 года с полученным на 2−ом этапе прогнозным значением.

Поясним описанный подход на примере оценки значимости изменения тренда роста задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ с марта 2013 г. под влиянием всех факторов, воздействующих на процесс накопления задолженности. Используя статистику за период с апреля 2012 г. по март 2013 г., построим эконометрическую модель, характеризующую тренд накопления задолженности в соответствующем периоде.[15] Экстраполируя данный тренд на последующие периоды, определим прогнозное значение задолженности, не учитывающее конъюнктурные изменения, произошедшие в период с марта 2013 г. Оценка экономического эффекта от изменения тренда, взятая как разность прогнозного значения задолженности и фактического, по состоянию на 10.05.2014. составила 30,77 млрд. руб., или 46,7% от совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ на соответствующую дату.

График №3. Динамика совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ с учетом задолженности по цессии (включая участников оптового рынка, лишенных статуса субъектов ОРЭМ (млрд. руб. с НДС).

Состояние платежной дисциплины на ОРЭМ – результат влияния множества факторов. Выделим ключевые из них и рассмотрим подробнее.

Существование ОРЭМ, как и любого другого экономического института, невозможно без системы экономических стимулов, действующих в отношении субъектов такого института. Для оптовых покупателей электрической энергии и мощности до момента введения СФГ функционировала условно двухуровневая система:

1. Покупателю, не исполнившему в срок и в полном объеме обязательства по оплате электрической энергии и (или) мощности, на соответствующую сумму задолженности начисляется пеня исходя из ставки 18,1% в год.[16] Размер пени выбран таким образом, чтобы «кредитование» за счет ОРЭМ обходилось для покупателя дороже привлечения заемных средств на рынке капитала.

2. В случае накопление критической массы задолженности – неисполнение обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности за 2 месяца и более – у Наблюдательного совета НП «Совет рынка» появляется основание для лишения такого покупателя статуса субъекта ОРЭМ. С момента вступления в силу решения о лишении покупателя статуса субъекта ОРЭМ, такой покупатель прекращает участие в торговле на ОРЭМ.

При этом, если начисление неустойки максимально формализовано и от того неизбежно для неплательщика, то комплекс мероприятий в рамках процедуры лишения статуса субъекта ОРЭМ значительно распределен во времени, вследствие чего к моменту проведения заседания Наблюдательного совета НП «Совет рынка» участник ОРЭМ может сократить свою задолженность и основание для лишения его статуса субъекта ОРЭМ будет отсутствовать. Кроме того, при вынесении Наблюдательным советом НП «Совет рынка» решения о лишении статуса субъекта ОРЭМ могут приниматься во внимание различные факторы, обуславливающие низкую платежную дисциплину такого участника ОРЭМ.

В 2013 году произошло знаковое событие – впервые за долги с рынка «выгнали» гарантирующих поставщиков. Рассмотрим подробнее вклад в изменение динамики совокупной задолженности лишения покупателей статуса субъектов ОРЭМ за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности за два расчетных периода по соответствующим договорам на ОРЭМ (далее – лишение статуса субъекта ОРЭМ за долги). Для этого, используя статистические данные с 1 января 2012 г., построим эконометрические модели, характеризующие динамику задолженности покупателей до момента принятия Наблюдательным советом НП «Совет рынка» решения о лишении их статуса субъектов ОРЭМ. Аппроксимируя тенденцию накопления задолженности покупателями за период до момента принятия решения об их лишении статуса субъектов ОРЭМ за долги на последующие периоды до мая 2014 г., получим прогнозные значения задолженности.

Графики №4−9. Динамика совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ, лишенных статуса субъектов ОРЭМ за долги 23.01.2013 (a), 21.02.2013 (b), 21.03.2013 (c), 24.04.2013 (d), 21.05.2013 (e), 23.09.2013 (f), с учетом задолженности по цессии (млрд. руб. с НДС).

Для оценки влияния принятых Наблюдательным советом НП «Совет рынка» решений по вопросам лишения статуса субъектов ОРЭМ за долги в 2013 г. на динамику совокупной задолженности агрегируем данные для всех 20 покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ, лишенных статуса субъектов ОРЭМ за долги в соответствующем периоде. Как можно видеть на графике №10, сразу после лишения покупателя статуса субъекта ОРЭМ за долги такой покупатель теряет всякую мотивацию исполнять хотя бы какую-то часть своих обязательств на ОРЭМ, что приводит к резкому росту его совокупной задолженности. Такой рост, как правило, продолжается до 21−го числа месяца, с которого покупатель лишен статуса субъекта ОРЭМ.[17] Дальнейшее накопление долга покупателем прекращается, далее задолженность перед его контрагентами погашается в двустороннем (в том числе судебном) порядке. На начало мая 2014 года оценка финансового эффекта от «удаления» с ОРЭМ неплательщиков в указанном периоде достигает 17,5 млрд. руб., или 26,6% от размера совокупной задолженности всех покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ с учетом задолженности по цессии, и со временем этот эффект будет только увеличиваться.

График №10. Динамика совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ, лишенных статуса субъектов ОРЭМ за долги, в соответствии с решениями Наблюдательного совета НП «Совет рынка» в 2013 г. (с учетом задолженности по цессии (млрд. руб. с НДС).

На этом этапе можно сделать вывод о том, что использование механизма лишения покупателей статуса субъектов ОРЭМ за долги – ключевой фактор стабилизации ситуации с задолженностью на ОРЭМ в 2013 году, экономический эффект от которого целесообразно взять за базу для сравнения с эффектом работы СФГ.

Прямой эффект от внедрения СФГ выражается в двух аспектах. Во-первых, это непосредственно размер задолженности, погашенной за счет предоставленного покупателями обеспечения. За 11 месяцев работы СФГ таким образом было погашено 1 061,2 млн. руб. (в среднем 96,5 млн. руб./мес.)

График №11. Задолженность участников ОРЭМ – покупателей по оплате электрической энергии в даты платежей (14, 21, 28) месяца m, погашенная за счет предоставленных финансовых гарантий (млн. руб. с НДС).

Во-вторых, в связи с введением СФГ был расширен перечень оснований для лишения покупателей статуса субъектов ОРЭМ. Поскольку ситуация, при которой участник оптового рынка исправно предоставляет финансовые гарантии в полном объеме и при этом не платит в течение двух месяцев за электрическую энергию и мощность на ОРЭМ, для основной массы участников оптового рынка маловероятна, новый критерий, в большинстве своем, более жесткий — позволяет лишать покупателей статуса субъектов ОРЭМ в случае неоднократного нарушения требований о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, не дожидаясь накопления двухмесячной задолженности. На момент подготовки настоящего материала Наблюдательным советом НП «Совет рынка» было принято три решения о лишении статуса субъектов ОРЭМ только на основании неоднократного нарушения требований о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии. Для экономической оценки данного фактора рассмотрим разность потенциальной задолженности за два расчетных периода, накопление которой было бы основанием для лишения соответствующих компаний – покупателей электрической энергии и мощности статуса субъектов ОРЭМ за долги, и совокупной задолженности, накопленной к моменту принятия решения о лишении статуса субъектов ОРЭМ. В качестве оценки потенциальной задолженности за два расчетных периода возьмем величину совокупных обязательств соответствующих участников ОРЭМ по оплате электрической энергии и мощности за два месяца, предшествующих месяцу, в котором было принято решение о лишении их статуса субъектов ОРЭМ. Разность потенциальной и фактической задолженности трех участников ОРЭМ в совокупности составляет менее 180 млн. руб. – такова оценка задолженности «за покупку», накопления которой удалось избежать благодаря использованию нового критерия лишения статуса субъектов ОРЭМ.

Как можно видеть, в сравнении с экономическим эффектом от лишения покупателей статуса субъектов ОРЭМ за долги, прямой эффект от внедрения СФГ невелик. Косвенный эффект значительнее — платежеспособные покупатели, очевидно, стремятся избежать дополнительных транзакционных издержек, сопряженных с предоставлением обеспечения. Если на 1 февраля 2013 г. 48% покупателей не соответствовали требованиям СФГ, то спустя год (по итогам анализа 27 мая 2014 г.) доля покупателей, обязанных предоставить финансовую гарантию сократилась в 6,5 раз — до 7,4%. Внедрение СФГ сделало процесс «кредитования» потребителей за счет ОРЭМ значительно более дорогим.

График №12. Доля покупателей, (не)соответствующих критериям финансовой надежности, определенным в СФГ как основания требования о предоставлении обеспечения, мониторинг за период с 01.01.2012 по 27.05.2014 (%).

К аналогичному выводу приходим, сравнивая тенденцию (модель) накопления совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ без учета участников, лишенных статуса субъектов ОРЭМ,[18] до утверждения Наблюдательным советом НП «Совет рынка» СФГ и после. Автор обращает внимание на то, что в указанном случае речь идет только о неисполненных обязательствах покупателей по оплате электрической энергии и мощности на ОРЭМ, расчеты по которым проходят централизованно через уполномоченную кредитную организацию – из анализа исключается задолженность по цессии, поскольку введение СФГ напрямую не направлено на сокращение такой задолженности и ее погашение лежит вне зоны влияния организаций коммерческой инфраструктуры. В соответствии с представленными на графике №13 данными, экономический эффект от изменения динамики накопления совокупной задолженности покупателей на ОРЭМ с момента принятия решения о внедрении СФГ по состоянию на 10.05.2014 составляет порядка 5 млрд. руб. (7,7% от размера совокупной задолженности всех покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ с учетом задолженности по цессии). Учитывая, что из анализа исключены участники оптового рынка, лишенные статуса субъектов ОРЭМ, а также принимая во внимание отсутствие иных факторов, сопоставимых по значимости с появлением на ОРЭМ инструмента обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, в рассматриваемом периоде, можно утверждать, что приведенная выше цифра отражает, главным образом, «косвенный» вклад СФГ в снижение задолженности на ОРЭМ.

График №13. Динамика совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ, без учета участников, лишенных статуса субъектов ОРЭМ по любым основаниям (млрд. руб. с НДС).

Обобщим представленную в данном материале аналитику в форме следующих тезисов:

— 2013 год стал для ОРЭМ переломным в решении проблемы роста неплатежей за электрическую энергию и мощность, в первую очередь, за счет лишения статуса субъектов ОРЭМ «злостных» неплательщиков, и во вторую, — благодаря введению СФГ;

— с появлением СФГ механизм обеспечения платежной дисциплины на ОРЭМ стал значительно более гибким;

— институт обеспечения исполнения обязательств делает «кредитование» за счет ОРЭМ неоправданно дорогим по отношению к займам на рынке капитала, в результате финансовая дисциплина платежеспособных компаний повышается в разы;

— сформированная к текущему моменту система содержит достаточный для повышения финансовой дисциплины на ОРЭМ набор стимулов и методов воздействия (включая различные санкции).

— Дальнейшая работа лежит в плоскости решения двух ключевых проблем:

—  «исторически» низкая платежная дисциплина потребителей Северного Кавказа, на которых приходится более половины задолженности «за покупку» на ОРЭМ;[19]

— проблема «трансляции» розничных долгов на оптовый рынок, решение которой возможно посредством:

— уточнения нормативного обеспечения механизма ограничения режима потребления для неплательщиков на розничном рынке;

—  ужесточения ответственности за несанкционированное подключение к энергетической инфраструктуре и потребление электроэнергии;

—  введения системы обеспечения исполнения обязательств на розничном рынке для ряда категорий потребителей;

— ведения административной ответственности за несоблюдение субъектами розничного рынка обязательств по предоставлению обеспечения.

Такая работа ведется, 18 декабря 2013 года Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» (Постановление N 3532−6 ГД). В настоящее время документ дорабатывается профильными министерствами и ведомствами. Следует ожидать, что принятие данного нормативного акта станет следующим шагом в решении проблемы неплатежей на рынках электрической энергии, не менее значимым, чем лишение статуса субъектов ОРЭМ за долги гарантирующих поставщиков и других «неплательщиков» или внедрение механизма обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии на ОРЭМ в 2013 году.

[1] На основании данных об обязательствах потребителей по оплате электрической энергии и мощности на ОРЭМ в 2013 г.

[2] Расчеты на ОРЭМ проводятся централизованно через уполномоченную кредитную организацию в одну из дат платежей (14, 21, 25, 28−ое число месяца).

[3] Поскольку на ОРЭМ не все покупатели оплачивают электрическую энергию своевременно, прогнозные объемы покупки электрической энергии на РСВ снижаются не на всю величину покупки электрической энергии по СДДФГ, а на 90% такой величины, что позволяет учесть фактор неплатежей.

[4] Для января, мая – не позднее чем за 11 рабочих дней (включительно).

[5] С учетом сделок в обеспечение СДД.

[6] SWIFT – международная межбанковская телекоммуникационная система.

[7] Для января, мая – не позднее чем за 9 рабочих дней (включительно).

[8] Для января, мая – по состоянию на десятый рабочий день до начала месяца m.

[9] Для января, мая – по состоянию на четвертый рабочий день до начала месяца m.

[10] С момента начала работы СФГ.

[11] http://cfrenergo.ru/analytics/debt/

[12] Если не утверждается иное.

[13] для января – на 15−ое число.

[14] Поскольку автор видит свою задачу не столько в получении наиболее эффективных оценок моделей, сколько в определении и наглядном описании места СФГ в структуре факторов, оказавших влияние на изменение тенденции роста совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ, в настоящем материале отдается предпочтение более простым моделям.

[15] По модельным данным в указанном периоде имела место тенденция роста совокупной задолженности покупателей электрической энергии и мощности на ОРЭМ на 2,4 млрд. руб. ежемесячно.

[16] В настоящее время участник оптового рынка оплачивает неустойку в размере 2/225 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (8,25% с 14.09.2012 г.) на сумму задолженности за каждый банковский день просрочки платежа за нарушение сроков исполнения обязательств на ОРЭМ.

[17] 21−ое число месяца – дата платежа на ОРЭМ, в которую осуществляется оплата электрической энергии и мощности, потребленных в прошлом месяце.

[18] Независимо от основания лишения статуса субъекта ОРЭМ.

[19] По данным ЦФР, на 31.05.2014 доля Северо-Кавказского федерального округа в общей структуре задолженности «за покупку» составила 58% —  http://cfrenergo.ru/analytics/debt/

Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF
РАНЕЕ В РУБРИКЕ
Все материалы рубрики: Энергорынок
ГЛАВНОЕ
13 декабря, 14:21
МОСКВА, 13 декабря (BigpowerNews) - Президент РФ Владимир Путин по итогам ноябрьского совещания по развитию электроэнергетики поручил правительству проработать программу модернизации теплоэлектростанций (ТЭС) с учетом необходимости модернизации атомных станций (АЭС) и зеленой энергетики, говорится в перечне поручений на сайте Кремля.
13 декабря, 11:50
МОСКВА, 13 декабря (BigpowerNews) - Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ обеспечить рост тарифов на электроэнергию на уровне не выше инфляции, сообщается на сайте Кремля.
12 декабря, 10:30
Основная причина недовольства — рост платежей: общий платеж за строительство 6 ГВт возрастет до рекордных 2,3–2,5 трлн рублей. Но участники рынка считают, что обсуждаемая сейчас реформа поддержки ВИЭ будет более конкурентной и поможет потребителям экономить до 100 млрд. рублей ежегодно.



© 2016 ООО «БИГПАУЭР НЬЮС».
© 2009-2016 Информационное агентство «Big Electric Power News».
Категория информационной продукции 16+
тел. : +7(495) 589-51-97.
Главный редактор: maksim.popov@bigpowernews.com
Редакция: editor@bigpowernews.com
Для пресс-релизов: newsroom@bigpowernews.com
Для анонсов:newsroom.events@bigpowernews.com
Отдел продаж:sales.service@bigpowernews.com

Информация об ограничениях

Самые актуальные новости энергетики России – в профессиональном издании Bigpower Daily. Обзор рынка, интервью, онлайн-конференции, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте! Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания. Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.

Дизайн и создание сайта — студия Fractalla Design
Разработано на CMS DJEM
ГЭС РусГидро
Атомная энергетика в России
Электроэнергетика России и стран СНГ
Статистика рынка электроэнергии
АЭС России
ОРЭМ
Альтернативная энергетика
Рынок электроэнергии России
Котировки акций электроэнергетических компаний
Форум энергетиков
ТЭЦ
Министерство энергетики России
Энергетика, промышленность России
Перспективы развития энергетики
Мировая энергетика
Тарифы на электроэнергию
Промышленная энергетика
Росэнергоатом
Проблемы энергетики
Реформирование электроэнергетики России
ГРЭС
Интер РАО ЕЭС
РусГидро
Холдинг МРСК

Расширенный поиск